Использование приемов мнемотехники на уроках химии

Гладкова Светлана Владимировна, учитель химии и биологии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» Асбестовского городского округа

Химия достаточно сложная наука, без понимания и запоминания овладеть ею практически невозможно. Многие дети не любят химию, так как им сложно дается запоминание формул, терминов и правил. Новые термины, значение которых им ранее были неизвестны, запомнить очень сложно. Как показывает практика, не заучив данную информацию, учащийся не только не сможет эффективно освоить школьный курс химии, но и успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ. Кроме того, порой запоминания и воспроизведения требует объемный материал параграфов, биография и достижения ученых-химиков, термины и др.

Конечно, для запоминания можно использовать старый добрый прием «зазубривание», но он не всегда эффективен, так как требует больших затрат времени (чтобы запомнить информацию, нужно повторить ее не менее 9 раз) и периодического повторения. В ряде случаев, учащимся не всегда можно показать внутреннюю сущность некоторых процессов и причинно-следственные связи, что безусловно, помогло бы применить логику для запоминания материала. Много ранее изученной информации необходимо держать постоянно в памяти, т.к. она необходима для дальнейшего успешного изучения учебного материала.

У меня, как у педагога с очень небольшим опытом преподавания химии, возникает вопрос, как можно облегчить изучение такого сложного предмета? Я пришла к выводу, что ассоциативная память крепче и долговечнее, поэтому стала применять этот прием на своих уроках. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием или чем-то, что связано с конкретными ярким и зрительными, звуковыми образами сильными ощущениями. И в этом мне очень помогла такая методика, как мнемотехника.

Мнемоника (греч.) — искусство запоминания, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. Мнемонические правила повышают интерес к предмету у школьников. Однако следует понимать, что запоминание материала должно базироваться, прежде всего, на его понимании. Все мнемонические упражнения основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный материал. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного

восприятия каждого элемента. Намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты. По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы. Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания, а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем. Чем более живой будет картинка в голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы. Важно добавить эмоций.

Рассмотрим наиболее популярные мнемоприемы.

1) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Примером может служить правило для запоминания процессов окисления и восстановления:

* Отдать — Окислиться, Взять — Восстановиться

o (слова начинаются с одинаковых букв; при отдавании кем-либо чего-либо полезного — кислое, опущенное выражение лица, при получении — воспрявшее, восстановленное).

* Окраска индкаторов: Килый-Красный

МетилоранЖЖЖ- Желтый, лакмуССС- Синий

2) Рифмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается. Например: Постоянная Авогадро(Nа )- «Авогадро знают дети, шесть на десять в двадцать третьей»

* Окислитель — грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны).

* Восстановитель — это тот, кто электроны отдает. Сам отдает грабителю, злодею-окислителю.

* По формуле, как ни смотри, Они не разнятся никак: Все тот же кальций-це-о-три И мел, и известняк.

* Загорелся, всем на диво Фосфор в колбочке красиво — Получился, надо знать, Ангидрид Р2О5!

* Индикатор лакмус красный кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий – щёлочь здесь – не будь разиней. Когда ж нейтральная среда – он фиолетовый всегда.

* Фосфоры бывают разные – белые, чёрные, красные. (На мотив песни «Девушки бывают разные».

3) Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.

* Для запоминания названий алканов:

Милый — метан

Этичный — этан

ПРактичный — ПРопан

Барашек — бутан

Пасется — пентан

в Горах — ГЕКсан

Гималаях — ГЕПтан (оба на «г» в алфавитном порядке).

4) Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

* В ОВР путают восстановитель с окислителем, кто отдает, а кто принимает. Привожу пример с разбитым стеклом. Разбили — надо восстановить, чтоб восстановить нужно деньги отдать. Восстановитель отдает электроны.

* А как лучше запомнить названия кислот серной и сернистой: H2SO3, H2SO4?

H2SO3 – короткая(3), а название длинное «сернистая».

H2SO4 – длинная(4), а название короткое «серная».

* Правила по технике безопасности: Не надо плевать в кислоту, а то она ответит!

Химик, запомни как оду — льют кислоту в воду!

Лила воду в кислоту — потеряла красоту!

5) Метод Цицерона, «метод Римской комнаты», или метод мест. Например, используется для запоминания разнообразных перечней. «Единицы информации», которые необходимо запомнить, мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Так, можно выполнить упражнение «Соленый класс». Мысленно расположите предложенные соли в классе в определенном порядке. Затем достаточно вспомнить класс, чтобы воспроизвести данную информацию.

Метод расстановки при изучении солей. На одну стену кабинета закидываем однозарядные кислотные остатки, на другую — двухзарядные. В один правый угол бескислородные- фтор, хлор, бром, йод, а серу в ведерко (мусорное ведро в этом углу стоит) Сера в ведре — т.к. единственный кислотный остаток на однозарядной стене. Точно так же на другой стене в горшке фосфат сидит. В другом правом углу нитрит-нитрат- ион, в левом углу сульфит, сульфат.

6) Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Мы всегда на уроках химии пользуемся Периодической системой химических элементов и непроизвольно запоминаем написание, порядковый номер и атомную массу химических символов.

7) Метод О’Брайена. Данный мнемонический прием также является модификацией метода вешалок. Доминик О’Брайен предлагает использовать для запоминания чисел образы известных вам людей. Каждой цифре или двузначному числу должна быть присвоена какая-то знаменитость и ее характерное действие. Причем важно хорошо запомнить эти соответствия для каждого числа от 1 до 10 (цифра – персона – действие).

Например, присвоим А. Кекуле, который открыл химическую формулу бензола, цифру 1, а А. Лавуазье который открыл факт горения– цифру 5. Для того чтобы запомнить число 51 по методу Доминика О’Брайена достаточно создать у себя в голове образ горение бензола.

В результате можно сделать следующие выводы:

1. Мнемоника является не только наукой, которая зародилась в Древней Греции и продолжает развиваться в современном мире, но и искусством укреплять память.

2. При помощи использования мнемотехники, изучать некоторые сложные темы по большинству учебных предметов, в том числе и по химии, станет гораздо легче.

3. Изучив основные приёмы запоминания, можно развивать и тренировать память, при помощи упражнений; создавать ассоциации, находить яркие, необычные образы, картинки, которые «методом связки» нужно соединить с информацией, которую надо запомнить; можно переводить информацию в стихи, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

4. Тренировки по мнемотехнике также имеют и побочные положительные эффекты: улучшаются воображение, внимание.

Запись опубликована в рубрике Пятая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Использование приемов мнемотехники на уроках химии»

  1. Диана говорит:

    Отличная статья. Спасибо, автор.

  2. Ольга говорит:

    Очень понравилось. Интересно

Добавить комментарий для Диана Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.