Меньших Любовь Александровна, учитель химии МАОУ «Лицей № 21», г. Первоуральск
Новые образовательные стандарты, наш двадцать первый век информационных технологий диктуют преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные. Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь результатов обучения и воспитания в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов и сформировать навыки XXI века: коммуникативность, креативность, критическое мышление, сотрудничество. Участие в семинаре- конференции компании Educare Cooperative Limited «Эффективные приемы развития у учеников навыков XXI века» в г. Казани позволило мне познакомиться с обучающими структурами Сингапурской методики, принципами командной работы, приемами, позволяющими «рутинную мыслительную деятельность» учащихся перевести в «не рутинную межличностную деятельность», осуществить переход от пассивных учеников индустриального века к заинтересованным обучающимся XXI века.
В основе, так называемой Сингапурской методики, лежит система Л. Выготского, обучение в сотрудничестве, работа в парах («партнер по плечу», «партнер по лицу»), командная работа (принципы которой: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие). Положительным моментом такой организации образовательной деятельности на уроке является то, что половина учащихся класса одновременно учится говорить, слушать, исправлять ошибки. Роль учителя на таком уроке существенно меняется, он уже не транслирует знания, а является наставником, который выстраивает эффективную командную работу. Прежде чем приступить к применению элементов сингапурской методики на своих уроках я отобрала наиболее, на мой взгляд, приемлемые обучающие структуры, организовала соответственно учебное пространство в учебном кабинете: парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю, у каждого ученика есть “shoulder partner” («партнер по плечу») и “face partner” («партнер, который сидит напротив»), каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).
Уроки с применением сингапурской методики проводятся мной в 5-х классах в курсе «Азбука химии» из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Курс «Азбука химии» является пропедевтическим курсом, одним из модулей «Естествознание (введение в естественно -научные предметы)» авторов А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев и др. Данный курс реализует следующие цели:
-предметные — систематизация полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1-4 классы» знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях; формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— метапредметные – умение работать с информацией, умение взаимодействовать в группе, паре, развитие монологической речи, рефлексия и другие.
На основании проведенных уроков хочется отметить, что данные структуры позволяют урок сделать мобильным, вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, так как им приходится выполнять разные виды деятельности читать, писать, наблюдать, анализировать, выполнять, слушать, говорить, перемещаться по классу. За один урок организуется взаимодействие ученик- учебный материал, ученик-ученик (за урок возможна смена пар несколько раз), ученик- учитель. Каждый ученик на таком уроке периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами соседу суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет так называемый «включенный контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет. В учебном кабинете организуется место «Парковка» (это лист формата А2), на который учащиеся прикрепляют стикеры, на которых написаны вопросы, на которые они хотели бы получить ответы по изученному учебному материалу. Данный прием позволяет формировать умение соотнести знание и незнание, осуществлять рефлексию.
В заключении хотелось бы отметить, что данная методика не отменяет традиционную. Обучающие структуры как форму организации учебной деятельности я включаю и в уроки химии в 11 классе: Эй Ар Гайд (актуализация знаний, мотивация на усвоение учебного материала) и модель Фрейер (изучение нового материала, систематизация и обобщение, контроль) способствуют развитию критического мышления, Раунд Робин и Тайм ПЭА ШЭА для развития коммуникации и сотрудничества.
Предлагаю конструкт урока по теме «Удивительный газ кислород» в курсе «Азбука химии» в 5-м классе.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Оргмомент 1минута | Рассадка уч-ся по группам (4 группы), объяснение правил работы | Слушают, рассаживаются по группам, принимают правила | регулятивные | |
Повторение понятий 5 минут | Повторение понятий: атом, молекула, простое вещество, сложное вещество, химический элемент, протон, электрон, нейтрон | Fan—N—Pick (веер) Ученик 1 держит карточки веером Ученик 2 достает любую карточку и зачитывает вопрос вслух, дает 5 сек на обдумывание Ученик 3 отвечает Ученик 4 дает отзыв на ответ (да/ нет) Ученики меняются ролями по часовой стрелке Фронтальная работа: Встаньте № 2 каждой группы Атом –МолекулаПростое веществоСложное вещество Встаньте номера 3 Хим. ЭлементПротонЭлектронНейтрон | Повторяют определение понятий | Умение слушать, определять правильность ответа |
Стадия вызова. Актуализация опорных знаний учащихся 3 минуты | Кислород – элемент, наиболее распространенный на Земле. Этот элемент буквально вездесущ: он содержится в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере. Значение его сложно переоценить, достаточно вспомнить, что кислород – основа жизни на Земле. | Формулируют тему урока Предлагает учащимся записать ассоциации со словом кислород и выделить соответствующие категории. ДЖОТ ТОТС — «запишите мысли» — обучающая структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 2 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 8 листочков. Структурируем информацию | Записывают тему урока «Кислород» Газ Поддерживает горение Бесцветный Без вкуса Поддерживает дыхание Химический знак О И т.д. Ученик 1 встает, начинает группа №3 зачитывает, другие убирают листочки, если это информация есть Далее группа 4, группа 1, группа 2 (добавляют) | Формулируют тему урока, цель Развитие критического мышления, развитие креативного мышления |
Стадия осмысления новой информации (Изучение нового материала с поэлементным закреплением) 3 минуты | Кислород – химический элемент | Индивидуально в тетради: Определите адрес кислорода в таблице Менделеева: Химический знак Порядковый номер Группа Период Аr- р – п – е | Работают с таблицей | Информационные умения – работа с не сплошными текстами |
Физминутка 1 минута | Закрепление | Микс – Фриз – Груп (смешивание под музыку) Пока звучит музыка двигаемся по классу, музыка прекращается, объединиться в группы, кол-во участников: -В каком периоде расположен О? -В какой группе расположен О? -Какой заряд ядра? | ||
10 минут | Кислород -простое вещество История открытия кислородаДемонстрация получения кислородаОписание физических свойств кислорода | Рассказ учителя Демонстрация опыта | Слушают, записывают Ф,И. ученого Наблюдают, называют физические свойства Читают стихотворение Работают в паре, выбирают свойства кислорода. Общаются с парой по лицу. Проверяют ученик №4, группа 1 | Умение наблюдать, Коммуникация, сотрудничество |
5 минут | Лабораторный опыт ТБ Наблюдение горения Зажгите свечу. Понаблюдайте за пламенем (цвет) 5 секНакройте свечу перевернутым стаканом.Что произошло? Объясните почему | Си Финк Уанде Раун Робин | Записывают в тетради вывод. По кругу проговаривают свои выводы, выбирают наиболее правильный Проговаривают № 3 группа 2, 3, 4. Корректируют выводы | Развитие наблюдения, навыков построения выводов на основе наблюдения |
5 мин | Применение кислорода | СТЁ ЗЕ КЛАСС (перемешанный класс) Вспомните и запишите, где применяется кислород 2 мин Время вышло. Прочертите линию после последнего слова. Встаньте, задвиньте стульчики. В течение 2-х минут встретьтесь с одноклассниками из другой группы и соберите как можно больше вариантов применения О. Время вышло, поблагодарите друг друга и займите свои места. Прочертите вторую линию, Поделитесь вариантами применения О, которые вам удалось записать. | Вспоминают применение кислорода, Зачитывает № 2 | Коммуникация, сотрудничество |
Рефлексия 2 мин | Первичная проверка усвоения знаний | Тест Верны ли утверждения: | Да, нет | Оценка, самооценка |