Технология использования интеллект-карт на уроках химии

Галяутдинова Т.В., учитель химии,  МАОУ СОШ №9, г. Первоуральск

При переходе на новые стандарты образования большое внимание уделяется  самостоятельной  деятельности учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания в повседневных жизненных ситуациях.

Ранее, одним из способов решения вопроса побуждения учащихся к самостоятельной деятельности,  была  работа с конспектами. Но здесь очень часто возникали проблемы.

Конспекты линейного типа имеют свои недостатки: не все учащиеся успевают записывать, трудно найти ключевое слово, потеря времени, нет никакого творчества, скука и разочарование, максимальная работа, а как следствие минимальный результат. Несомненно, в такой ситуации потребовался новый метод способный  вызвать  едва ли не революцию в образовании. Таким образом, и возникает метод составления интеллект — карт.

Интеллект _ карта – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как  изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, самоанализ и многих других.

Одним из основателей интеллект — карт является  Тони Бьюзен  предприимчивый британец. Он доработал этот метод, назвал его «Mind Maps» и использовал для создания ряда компьютерных программ. Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, Бюзен решил «заставить свой мозг работать». Он написал 82 бестселлера на данную тему.

Интеллект – карта – это графическое выражение процесса мышления. С 2015-2017 я прошла обучение в магистратуре УрГПу по специальности «Управление инновациями в образовании», коллеги и познакомили меня с этой технологией. Сначала я использовала этот метод на уроках биологии, а затем стала применять его  и на уроках химии.

Заинтересовавшись интеллект-картами я изучила:

     — Отличительные черты интеллект — карт от линейных конспектов

     — Законы составления интеллект — карт

     — Рекомендации по составлению интеллект – карт

После этого я начала применять интеллект — карты на практике:

     — Для изучения нового материала, занимающего большой объем;

     — Для повторения ранее изученного материала, обобщения тем и разделов курса химии;

     — Для разработки  творческих заданий учащимся.

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:

    -коллективно решать сложные задачи,

    -эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

    -мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Области применения интеллект-карт:

    — запоминание сложного материала с большим объёмом информации;

    — работа над творческими проектами;

    -подготовка к ЕГЭ, и т.д.

Целью новых ФГОС является – воспитание выпускника, нового типа, не только обладающего знаниями, но и способного самостоятельно добывать эти знания,  творчески, правильно применять их в повседневной жизни. В быстро меняющемся современном мире, где нет дефицита информации и доступ к ней неограничен, меняется  и роль учителя.

Учитель — становиться не транслятором знаний, а  организатором, руководителем, вдохновителем, советником и даже соратником  при обучении в современной школе.

Для реализации этой цели на своих уроках я  начинаю использовать метод  составления интеллект — карт.

На что надо обратить внимание при составлении интеллект-карт:

  1. По центру находится основное понятие или тема, может даже в виде картинки и по размерам значительно больше остальных.
  2. Используйте, как минимум, 3 разных цвета (я обговариваю по каждой теме количество цветов).
  3. Полноценно используйте пространство.
  4. Используйте стрелки для соединения картинок и слов (рекомендуется использовать произвольные стрелки, не прямые, это позволяет полноценно работать клеткам головного мозга).
  5. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, создавая тем самым иерархию.

А теперь о преимуществах данной технологии:

  1. Наглядность – вся идея видна с первого взгляда.
  2. Концентрация внимания на важных моментах.
  3. Привлекательность. Тони Бьюзен писал: Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
  4. Запоминаемость – развитие памяти и мышления.
  5. Творчество – вызывает интерес учащихся.
  6. Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию.
  7. Экономия времени на конспект.

Представляю вашему вниманию примеры интеллект-карт, которые создавали мои ученики на уроках и во внеурочной деятельности.

  1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании»http://bershadskiy.ru;
  2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.
  3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.
  4. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005г.
  5. pskovedu.ru
Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.