Галяутдинова Т.В., учитель химии, МАОУ СОШ №9, г. Первоуральск
При переходе на новые стандарты образования большое внимание уделяется самостоятельной деятельности учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания в повседневных жизненных ситуациях.
Ранее, одним из способов решения вопроса побуждения учащихся к самостоятельной деятельности, была работа с конспектами. Но здесь очень часто возникали проблемы.
Конспекты линейного типа имеют свои недостатки: не все учащиеся успевают записывать, трудно найти ключевое слово, потеря времени, нет никакого творчества, скука и разочарование, максимальная работа, а как следствие минимальный результат. Несомненно, в такой ситуации потребовался новый метод способный вызвать едва ли не революцию в образовании. Таким образом, и возникает метод составления интеллект — карт.
Интеллект _ карта – это инструмент, использующийся для решения таких задач, как изучение и запоминание больших объемов информации, разработка сложных проектов, самоанализ и многих других.
Одним из основателей интеллект — карт является Тони Бьюзен предприимчивый британец. Он доработал этот метод, назвал его «Mind Maps» и использовал для создания ряда компьютерных программ. Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, Бюзен решил «заставить свой мозг работать». Он написал 82 бестселлера на данную тему.
Интеллект – карта – это графическое выражение процесса мышления. С 2015-2017 я прошла обучение в магистратуре УрГПу по специальности «Управление инновациями в образовании», коллеги и познакомили меня с этой технологией. Сначала я использовала этот метод на уроках биологии, а затем стала применять его и на уроках химии.
Заинтересовавшись интеллект-картами я изучила:
— Отличительные черты интеллект — карт от линейных конспектов
— Законы составления интеллект — карт
— Рекомендации по составлению интеллект – карт
После этого я начала применять интеллект — карты на практике:
— Для изучения нового материала, занимающего большой объем;
— Для повторения ранее изученного материала, обобщения тем и разделов курса химии;
— Для разработки творческих заданий учащимся.
Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
-коллективно решать сложные задачи,
-эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
-мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Области применения интеллект-карт:
— запоминание сложного материала с большим объёмом информации;
— работа над творческими проектами;
-подготовка к ЕГЭ, и т.д.
Целью новых ФГОС является – воспитание выпускника, нового типа, не только обладающего знаниями, но и способного самостоятельно добывать эти знания, творчески, правильно применять их в повседневной жизни. В быстро меняющемся современном мире, где нет дефицита информации и доступ к ней неограничен, меняется и роль учителя.
Учитель — становиться не транслятором знаний, а организатором, руководителем, вдохновителем, советником и даже соратником при обучении в современной школе.
Для реализации этой цели на своих уроках я начинаю использовать метод составления интеллект — карт.
На что надо обратить внимание при составлении интеллект-карт:
- По центру находится основное понятие или тема, может даже в виде картинки и по размерам значительно больше остальных.
- Используйте, как минимум, 3 разных цвета (я обговариваю по каждой теме количество цветов).
- Полноценно используйте пространство.
- Используйте стрелки для соединения картинок и слов (рекомендуется использовать произвольные стрелки, не прямые, это позволяет полноценно работать клеткам головного мозга).
- Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, создавая тем самым иерархию.
А теперь о преимуществах данной технологии:
- Наглядность – вся идея видна с первого взгляда.
- Концентрация внимания на важных моментах.
- Привлекательность. Тони Бьюзен писал: Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт».
- Запоминаемость – развитие памяти и мышления.
- Творчество – вызывает интерес учащихся.
- Возможность пересмотра – при необходимости можно вставить новую информацию.
- Экономия времени на конспект.
Представляю вашему вниманию примеры интеллект-карт, которые создавали мои ученики на уроках и во внеурочной деятельности.
- М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании»http://bershadskiy.ru;
- Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.
- Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003 г.
- Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005г.
- pskovedu.ru
Очень интересная статья! Спасибо!