Метапредметный подход в обучении химии

Ветошкина Оксана Васильевна, учитель химии МАОУ СОШ № 2 г. Алапаевск

Сегодня к образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя научить обучающихся мыслить творчески, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В настоящее время в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный подход.

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

Выделяют несколько метапредметов: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Их список открыт; в настоящее время разрабатываются другие метапредметы: «Смысл», «Ситуация» и т. д.

Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах.

В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями.

Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.

На метапредмете «Задача» обучающиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

Химия — это наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей.

Так одной из задач метапредметного подхода заключается в том, чтобы помочь понять — кто я в этом мире и развитие системы «природа-человек-общество».

Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на различных уроках, в том числе и на уроках химии:

Задание 1. «Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

— Фосфор, — сказал я».

Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойла?

Задание 2. Объясни, почему кальцинированную соду можно использовать для мытья и чистки посуды.

Задание 3. Используя материал учебника, составь схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе.

Задание 4. Иван Петрович имеет машину. При работе двигателя содержание угарного газа и диоксида углерода в выхлопных газах превысило установленную норму в три раза. Иван Петрович решил:

а) не буду ездить на машине, пока не отрегулирую карбюратор;

б) буду ездить на машине только иногда, если уж очень нужно;

в) всего-то в три раза больше нормы! Буду ездить на машине до следующего техосмотра или до первого штрафа.

Какое решение должен принять Иван Петрович? Почему?

Задание 5. Угарный газ не задерживается обычными противогазами, поэтому для защиты от него используют дополнительный гопколитовый патрон, в котором СО окисляется диоксидом марганца. Определите срок годности гопколитового патрона, содержащего 261 г MnO2, если установлено, что при работе с ним на некотором химическом предприятии в атмосфере, содержащей примеси СО, масса патрона через каждые сутки увеличивалась в среднем на 4,2 г. какую опасность для здоровья представляет оксид углерода (II)?

Выполняя данные задания, обучающиеся приобретают  естественнонаучную  грамотность (умений  описывать,  объяснять,  прогнозировать явления окружающей  действительности  с  естественнонаучных  позиций, действовать   в  соответствии  с  ними).

В 10 классе при проведении уроков по химической технологии обучающиеся выполняют проекты о производстве метанола, этанола, уксусной кислоты. При этом им необходимо представить свой проект, обосновав:

  • место строительства данного производства,
  • количество и виды отделов (цехов) производства,
  • экономическую эффективность производства.

В результате этой работы формируются универсальные  способы  учебной  деятельности, составляющие  ключевые компетенции (решения  проблем, коммуникативной, информационной  и  др.), развиваются  умения исследовательской, практической деятельности, приобретают  опыт  решения проблемных, нестандартных творческих, мировоззренческих  задач.

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.