Михайлова Юлия Геннадьевна, учитель химии МБОУ «Средняя школа №1» р.п. Бисерть
Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении суммы знаний, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому одним из главных требований к современному уроку является необходимость организации активной познавательной деятельности школьника, приобретение им личностно-значимых знаний. Этим во многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной творческой работы учащихся, как проект.
Технология урока-проекта разработана в методической литературе крайне мало. Что же такое урок-проект?
Под проектом мы понимаем особую форму урока, который предполагает проработку изучаемой темы путем выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов (изготовление презентаций, альбомов, журналов и т. п.), представление их участникам проекта. Одно из требований к уроку-проекту – концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная): он должен обладать логической завершенностью, в ходе проекта обязательно реализуется так называемая Я-концепция (через призму изучаемого материала выход на личность ребенка). Это одно из главных отличий проекта от традиционного урока и одна из главных причин, позволяющая говорить о проекте как интерактивной форме обучения. Личность ученика не менее важна, чем предмет изучения, и столь же интересна. Цель урока-проекта не только в получении определенной суммы знаний, но и в активной самореализации уникальных возможностей каждого ребенка, самореализации личности ученика. Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи.
Центральной организующей структурой класса на уроке-проекте становится группа (микрогруппа). Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.
Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели проекта, видов деятельности, подготовка оборудования, печатного материала); собственно на уроке учитель – помощник (фасилитатор обучения): он наблюдает, советует, но не навязывает свою точку зрения, задает целесообразные вопросы в роли участника проекта, обеспечивает плавный логический переход от одного вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы, придает необходимый импульс занятию; основной же задачей учителя становится создание на уроке атмосферы психологического комфорта.
Работа над проектом проходит следующие основные этапы.
Этап подготовки проекта: определяются цели, содержание урока, разрабатывается стратегия урока, виды деятельности, их соотношение.
Для урока-проекта выбирается интересная тема, часто обобщающего характера, размышление над проблемой или традиционная тема, но в нетрадиционном преподнесении. Формулируется тема обычно при помощи цитаты, заключающей в себе ключевое понятие урока или содержащей некую интригу, например: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством» (Теофраст Парацельс)
Урок – проект я использую в 10 классе при изучении тем: «Витамины», «Лекарства», «Гормоны, ферменты». Учащиеся уже имеют представление о данных группах веществ из уроков биологии, собственного жизненного опыта.
Собственно урок-проект занимает два урока и проходит в кабинете информатики.
Первый этап урока – формирование групп; оно происходит на достаточно демократической основе, однако прием комплектования всякий раз меняется. Необходимо привнести момент неожиданности, интриги, что позволит создать творческую группу, исходя из интереса участников проекта к определенному материалу, проблеме, идее, ассоциативного восприятия окружающего мира, а не из приятельских или иных соображений. После того как команды сформированы, я предлагаю познакомиться с памяткой участников проекта.
Урок – проект «Лекарства» 10 класс
«Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством» (Теофраст Парацельс)
Лекарства – это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике.
Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией.
Классификация лекарственных форм
Лекарственные формы
Жидкие | Твердые | Мягкие |
1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).
2. Настои. 3. Отвары. 4. Настойки. 5. Микстуры. 6. Слизи. 7. Эмульсии. 8. Суспензии. |
1. Порошки.
2. Гранулы. 3. Таблетки. 4. Драже. 5. Пилюли. 6. Капсулы. 7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья. |
1. Мази.
2. Пасты. 3. Свечи. 4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением. |
Подготовить мини – проекты (презентация 3-4 слайда)
История открытия лекарственных средств (Гиппократ, Гален, Авиценна, Пастер, Пауль Эрлих, Чичибабин, Флеминг)
Классификация лекарственных средств: алкалоиды, анальгетики, антибиотики, анестетики, антисептики, спазмолитики (влияние на организм, примеры препаратов)
Правила приема лекарственных препаратов.
Автомобильная аптечка (стр.161, ? 11)
Домашняя аптечка (домашнее задание)
Характеристика лекарственного препарата (Аспирин, нитроглицерин, пенициллин, анальгин) по плану:
Химический состав, химическая формула
Функциональные группы
Растворимость в воде
Воздействие на организм
Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.
Второй этап урока – инициирование проекта, эмоциональный толчок, подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Здесь могут быть использованы видеоряд, лирическое вступительное слово, чтение отрывка художественного текста, стихотворения, работа с ассоциограммой, где в центре находится ключевое слово, понятие, проблема, обозначенная в названии проекта.
Например, тема «Витамины»: У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, “Ошибка господа бога”, в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Ученики зачитывают отрывок из рассказа, формулируют проблему.
Центральный этап урока – это развитие проекта.
Отобранные задания выстраивают в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы. На этом этапе важны и своеобразные лирические отступления (слово учителя) как связующее звено между фрагментами урока.
Последний этап – это крайне важный момент обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта. Результаты работы на каждом этапе урока-проекта обсуждаются, оформляются и представляются участниками проекта в виде презентации.
Проект завершен; изучение темы будет расширено и углублено на других уроках, но главное уже состоялось: произошло приближение к сокровенному, знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностно-значимым.
Проект – гибкая, открытая форма обучения, где в процессе сотворчества ученика и учителя рождаются новые бесконечно разнообразные формы, виды, приемы познавательной деятельности на уроке, где мотивация обучения достигает уровня самоактуализации, способствует личностному росту человека.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее. Урок-проект не самоцель, не единственная форма обучения. В сочетании с другими, традиционными и нетрадиционными видами обучения проект поможет сделать процесс познавательной деятельности разнообразнее и интереснее, получить радость от учения, сформировать у детей позитивное отношение к школе.
Интересная статья, спасибо автору!