Урок – проект как интерактивная форма обучения

Михайлова Юлия Геннадьевна, учитель химии МБОУ «Средняя школа №1» р.п. Бисерть

         Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении суммы знаний, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому одним из главных требований к современному уроку является необходимость организации активной познавательной деятельности школьника, приобретение им личностно-значимых знаний. Этим во многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной творческой работы учащихся, как проект.

Технология урока-проекта разработана в методической литературе крайне мало. Что же такое урок-проект?

Под проектом мы понимаем особую форму урока, который предполагает проработку изучаемой темы путем выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов (изготовление презентаций, альбомов, журналов и т. п.), представление их участникам проекта. Одно из требований к уроку-проекту – концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная): он должен обладать логической завершенностью, в ходе проекта обязательно реализуется так называемая Я-концепция (через призму изучаемого материала выход на личность ребенка). Это одно из главных отличий проекта от традиционного урока и одна из главных причин, позволяющая говорить о проекте как интерактивной форме обучения. Личность ученика не менее важна, чем предмет изучения, и столь же интересна. Цель урока-проекта не только в получении определенной суммы знаний, но и в активной самореализации уникальных возможностей каждого ребенка, самореализации личности ученика. Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи.

Центральной организующей структурой класса на уроке-проекте становится группа (микрогруппа). Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.

Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели проекта, видов деятельности, подготовка оборудования, печатного материала); собственно на уроке учитель – помощник (фасилитатор обучения): он наблюдает, советует, но не навязывает свою точку зрения, задает целесообразные вопросы в роли участника проекта, обеспечивает плавный логический переход от одного вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы, придает необходимый импульс занятию; основной же задачей учителя становится создание на уроке атмосферы психологического комфорта.

Работа над проектом проходит следующие основные этапы.

Этап подготовки проекта: определяются цели, содержание урока, разрабатывается стратегия урока, виды деятельности, их соотношение.

Для урока-проекта выбирается интересная тема, часто обобщающего характера, размышление над проблемой или традиционная тема, но в нетрадиционном преподнесении. Формулируется тема обычно при помощи цитаты, заключающей в себе ключевое понятие урока или содержащей некую интригу, например: «Всё есть яд, ничто  не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством»  (Теофраст  Парацельс)

Урок – проект я использую в 10 классе при изучении тем: «Витамины», «Лекарства», «Гормоны, ферменты». Учащиеся уже имеют представление о данных группах веществ из уроков биологии, собственного жизненного опыта. 

Собственно урок-проект занимает два урока и проходит в кабинете информатики.

Первый этап урока – формирование групп; оно происходит на достаточно демократической основе, однако прием комплектования всякий раз меняется. Необходимо привнести момент неожиданности, интриги, что позволит создать творческую группу, исходя из интереса участников проекта к определенному материалу, проблеме, идее, ассоциативного восприятия окружающего мира, а не из приятельских или иных соображений. После того как команды сформированы, я предлагаю познакомиться с памяткой участников проекта.

Урок – проект «Лекарства» 10 класс

«Всё есть яд, ничто  не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством»  (Теофраст  Парацельс)

 

Лекарства – это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике.

Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией.

Классификация лекарственных форм

 Лекарственные формы

 

Жидкие Твердые Мягкие
1.    Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

2.    Настои.

3.    Отвары.

4.    Настойки.

5.    Микстуры.

6.    Слизи.

7.    Эмульсии.

8.    Суспензии.

1.      Порошки.

2.      Гранулы.

3.      Таблетки.

4.      Драже.

5.      Пилюли.

6.      Капсулы.

7.      Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

1.    Мази.

2.    Пасты.

3.    Свечи.

4.     Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

Подготовить мини – проекты (презентация 3-4 слайда)

История открытия лекарственных средств (Гиппократ, Гален, Авиценна, Пастер, Пауль Эрлих, Чичибабин, Флеминг)

Классификация лекарственных средств: алкалоиды, анальгетики, антибиотики, анестетики, антисептики, спазмолитики (влияние на организм, примеры препаратов)

Правила приема лекарственных препаратов.

Автомобильная аптечка (стр.161, ? 11)

Домашняя аптечка (домашнее задание)

Характеристика лекарственного препарата (Аспирин, нитроглицерин, пенициллин, анальгин) по плану:

Химический состав, химическая формула

Функциональные группы

Растворимость в воде

Воздействие на организм

Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву  неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого  озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.

Второй этап урока – инициирование проекта, эмоциональный толчок, подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Здесь могут быть использованы видеоряд, лирическое вступительное слово, чтение отрывка художественного текста, стихотворения, работа с ассоциограммой, где в центре находится ключевое слово, понятие, проблема, обозначенная в названии проекта.

Например, тема «Витамины»: У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, “Ошибка господа бога”, в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Ученики зачитывают отрывок из рассказа, формулируют проблему.

Центральный этап урока – это развитие проекта.

Отобранные задания выстраивают в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы. На этом этапе важны и своеобразные лирические отступления (слово учителя) как связующее звено между фрагментами урока.

Последний этап – это крайне важный момент обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта. Результаты работы на каждом этапе урока-проекта обсуждаются, оформляются и представляются участниками проекта в виде презентации.

     Проект завершен; изучение темы будет расширено и углублено на других уроках, но главное уже состоялось: произошло приближение к сокровенному, знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностно-значимым.

Проект – гибкая, открытая форма обучения, где в процессе сотворчества ученика и учителя рождаются новые бесконечно разнообразные формы, виды, приемы познавательной деятельности на уроке, где мотивация обучения достигает уровня самоактуализации, способствует личностному росту человека.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее. Урок-проект не самоцель, не единственная форма обучения. В сочетании с другими, традиционными и нетрадиционными видами обучения проект поможет сделать процесс познавательной деятельности разнообразнее и интереснее, получить радость от учения, сформировать у детей позитивное отношение к школе.

 

 

Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *