Полянская Ольга Анатольевна, МАОУ лицей № 135, г. Екатеринбург
В условиях введения ФГОС использование тестовых технологий в процессе обучения позволяет достаточно быстро получать информацию об успешности освоения учебных программ.
Реализация возможностей тестовых технологий обеспечивает получение объективной информации о достижении учащимися определенного уровня знаний по учебным дисциплинам, объективное определение степени усвоения ими отдельных элементов знаний. В связи с этим тесты можно рассматривать как один из инструментов контроля качества образования.
В образовательном процессе наряду с использованием контролирующего тестирования активно развивается такое направление педагогических тестовых технологий, как обучающее тестирование. Связано это с тем, что обучающее тестирование позволяет оценить не только правильность конечного результата, но и сам путь, который выбрал учащийся для получения ответа на тестовое задание, что дает в результате объективную картину об уровне знаний учащегося, а также предоставляет возможность выявления общих и индивидуальных пробелов в знаниях обучающегося. Кроме того, в данной разновидности теста заложена необходимость самостоятельного выбора учащимися пути решения задачи с рефлексией этого выбора. Если по результатам тестирования по всем темам регулярно вести учет выполненных и невыполненных заданий по каждому учащемуся, создается достаточно наглядная картина учебных достижений и пробелов как отдельного ученика, так и класса в целом. Это обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для каждого учащегося и оперативную корректировку программы подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
Элементы тестирования должны планомерно включаться в образовательную деятельность школ с ранних стадий обучения, для того, чтобы сам технологический процесс контроля не отвлекал внимание выпускников от содержательной работы с контрольными измерительными материалами на итоговой аттестации, чтобы к выпускному классу у них уже имелись устойчивые навыки работы с современными тестовыми материалами, достигалась психологическая адаптация к процедуре итоговой аттестации.
В настоящий момент каждой образовательной организации для эффективного использования тестового контроля в образовательной практике полезно накапливать свой банк тестовых заданий обучающего вида на основе образцов тестов, используемых при проведении ЕГЭ. Для этого могут быть использованы кодификаторы и спецификации к тестам по предмету и являющиеся официальными документами на разработку тестов (своего рода стандартом требований на содержание формируемых и проверяемых знаний). Деятельность педагогов в этом направлении позволит обеспечить образовательное учреждение тестовой продукцией для проведения текущего внутреннего тестового контроля по предмету в выпускных классах.
Данными факторами обусловлена актуальность и цель настоящей работы: разработка системы обучающих тестов для подготовки обучающихся к ОГЭ.
Место проведения теста в учебном процессе может быть определено в зависимости от содержания темы, уровня ее сложности, цели и структуры проведения занятия.
Тестовые задания можно распределить по трем уровням сложности.
Первый уровень требует конкретного знания и понимания понятий и фактов, ответы на вопросы могут быть найдены учащимися непосредственно в учебном пособии. В основном этим тестам отводится формирующая роль.
Тестовые задания первого уровня носят обучающий характер и могут применяться с целью самостоятельного изучения темы. В этом случае они предлагаются учащимся перед началом изучения темы. При выполнении этих заданий учащиеся могут пользоваться учебными пособиями, самостоятельно находить нужные сведения для усвоения темы. В этом варианте предъявляются достаточно высокие требования к последовательности, доступности, логической взаимосвязи тестовых заданий между собой и текстом учебного пособия. После выполнения теста обучающиеся совместно с учителем анализируют его содержание, обобщают изученный материал, делают главные выводы, подчеркивают особенности темы, находят и исправляют допущенные ошибки в выполненных заданиях.
Тестовые задания первого уровня могут быть использованы и для закрепления учебного материала непосредственно на уроке. В этом случае после объяснения учебного материала, выяснения особенностей темы в конце урока предлагается выполнить тест. Однако на уроке должно остаться время для обсуждения теста, проверки правильного выполнения. Учитель может предложить учащимся самостоятельно оценить выполнение теста, для чего указать «цену» каждого задания.
Второй уровень предполагает наличие умений применять полученные знания для выполнения заданий, содержащих вопросы, связанные с ранее изученным материалом и требующие более глубокого осмысления, производить несложные расчеты. Роль тестов данного уровня может быть и формирующей и частично диагностирующей.
Тесты второго уровня могут быть использованы на следующем уроке для проверки выполнения домашнего задания, после того как учащиеся выполнят дома задания, позволяющие закрепить и углубить изученный материал. Для контроля должны быть предложены тесты двух и более вариантов. После выполнения заданий учитель собирает работы и предлагает ознакомиться с правильными ответами, выясняет, какие затруднения вызвали отдельные вопросы, разбирается решение задач. На данном этапе при обучающем тестировании полезно предложить учащимся самопроверку или взаимопроверку.
Третий уровень – повышенный. Выполнение заданий этого уровня связано с умением учащихся анализировать и обобщать, прогнозировать свойства веществ на основании полученных общих представлений, решать расчетные задачи повышенной сложности. Учащиеся могут использовать дополнительные источники информации, проявить творческий подход при выполнении заданий такого вида.
Использование тестов третьего уровня сложности возможно на этом же уроке. Учащиеся, заинтересованные в более глубоком изучении предмета, проявляющие более высокий уровень знаний могут сразу выполнять более сложные задания.
Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к обучению. Тесты третьего уровня могут стать предметом обсуждения на уроке для всего класса. Тестовые задания второго и третьего уровня могут быть включены в содержание контрольной работы по теме.
Особую роль в привитии навыков и культуры тестирования обеспечивает четкая организация первого такого обучающего контроля, при проведении которого необходимо:
- объяснить учащимся цели и задачи тестирования, всю процедуру, режим, правила работы с тестом, условия оформления выбранного ответа;
- показать на доске пример задания в тестовой форме и пояснить, каким образом надо сделать выбор ответа;
- разъяснить, как выполнять задания на черновике, как лучше фиксировать предварительный результат, проводить перепроверку ответа, как заполнять лист ответов;
- проверить понимание сказанного, предложив потренироваться нескольким учащимся у доски.
Система мониторинга учебных достижений обучающихся выстраивается на основании критериев и выбранных к ним показателей, позволяющих сделать вывод о результатах обучения.
Выбор критериев и показателей обученности обусловлен требованиями ГОСа и требованиями, предъявляемыми к выпускникам на ОГЭ и ЕГЭ.