Ситуационные уроки по химии

Колупаева Марина Сергеевна, учитель химии БМАОУ СОШ №23 г. Березовский, п. Кедровка

     Современное общество характеризуется быстрым темпом развития науки, техники, созданием новых технологий, которые меняют и преобразуют жизнь людей. Человеку необходимо непрерывное образование  в течение всей жизни. Поэтому актуальной остается задача: «Как человеку, используя информацию, самому уметь находить пути решения той или иной проблемы».

    Так как основные навыки и умения, для решения поставленной задачи, формируются и укрепляются в дошкольном и школьном возрасте, это определяет приоритетное направление в образовании подростка. Федеральный Государственный образовательный стандарт определяет главной целью образовательного процесса — формирование умения учиться, способности к реализации и самосовершенствованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Необходимость достижения не только предметных, но также личностных и метапредметных результатов общего образования существенно влияет на развитие содержания и методики всех школьных предметов, в том числе и химии. А это, в свою очередь, ставит задачу разработки новых средств обучения. Среди эффективных средств формирования метапредметных и личностных достижений учащихся особое место занимают ситуационные задания.

    Ситуационные задания – это задания, включающие в себя определенную ситуацию (реальной или нереальной), обычно проблемную. Цель ситуационных заданий — научить школьников выявлять в проблемах повседневной жизни их естественно-научную сущность, актуализировать необходимую информацию и применять ее для решения проблемы, которая в тексте сформулирована в неявном виде.

      Проведение уроков с использованием ситуационных заданий позволяет комплексно повторить изученный материал по различным разделам и темам программы в контексте его практического применения.

Задачи при построении ситуационного урока:

  1. Создание проблемной ситуации. Мотивация к уроку (Задача к уроку на основе исторических фактов) или содержательная актуализация знаний учащихся. Здесь основной задачей является – побудить интерес к изучаемой теме, осознать свою личную значимость в решении данной проблемы.
  2. Создать связь изучаемого материала с жизнью (умения применять полученные знания в контексте повседневной жизни), т. е. постановка задач перед учащимися должна сочетаться с ситуациями, с которыми они могут или сталкиваются в повседневной жизни (выведение пятна на одежде).
  3. Использование ситуационных заданий возможно на этапе осмысления нового материала (тема «Лекарства» — Почему лечение травами становится все более популярными? Какие могут быть негативные последствия?»). Здесь возможно создание групповых форм работы. При коллективном обсуждении выводов появляется необходимость и возможность защиты своего мнения, приведения необходимых аргументов (с применением знаний в различных областях – метапредметные умения). Обучающиеся учатся выдвигать свою точку зрения, аргументировать ее, и оппонировать в защиту своего мнения, а так-же уважать мнение других.
  4. Этап рефлексии – самостоятельное обобщение полученного материала.
  5. Побуждение к созданию исследовательского проекта, что способствует развитию навыков проектно – исследовательской работы, самореализации обучающихся, накоплению собственного опыта
  6. Умение анализировать различные источники информации, проводить отбор информации.

    Форма проведения такого урока подразумевает ведущую роль учащихся, учитель лишь направляет, создает условия, сталкивает различные суждения. В результате учащиеся самостоятельно делают определенные выводы, принимают решения, осознают значимость полученных знаний и умений в изучении различных предметов.

    Решение ситуационных задач не имеет алгоритма. Подходы к их решению могут быть разнообразны, но определенная структура работы над решением проблемной ситуации есть:

— сбор данных;

— сопоставление найденной информации;

— сопоставление различных точек зрения;

— обсуждение;

— формирование выводов.

    При формировании такого урока учитываются: личностные (осознание; исследование; принятие ценностей и смыслов; выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей и самого себя; выбора будущей профессии), регулятивные (возможность управления посредством постановки цели; планирования; контроля), познавательные (поиск, выбор, отбор информации, умение эффективно сотрудничать и вести диалог).

    На первоначальном этапе разработки таких уроков и заданий требует создание большого количества дидактического материала, но получив интерес к такой работе, учащиеся сами предлагают тему, находят материал для обсуждения.

Например:

Обсуждение рекламы различных моющих средств (как ученик, как учитель химии и биологии, как учитель русского языка)

    Ситуационные уроки повышают эффективность урока, способствуют работе всех обучающихся, делают урок интересным даже при минимальных возможностях.

Учиться можно с интересом!

Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *