Колупаева Марина Сергеевна, учитель химии БМАОУ СОШ №23 г. Березовский, п. Кедровка
Современное общество характеризуется быстрым темпом развития науки, техники, созданием новых технологий, которые меняют и преобразуют жизнь людей. Человеку необходимо непрерывное образование в течение всей жизни. Поэтому актуальной остается задача: «Как человеку, используя информацию, самому уметь находить пути решения той или иной проблемы».
Так как основные навыки и умения, для решения поставленной задачи, формируются и укрепляются в дошкольном и школьном возрасте, это определяет приоритетное направление в образовании подростка. Федеральный Государственный образовательный стандарт определяет главной целью образовательного процесса — формирование умения учиться, способности к реализации и самосовершенствованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Необходимость достижения не только предметных, но также личностных и метапредметных результатов общего образования существенно влияет на развитие содержания и методики всех школьных предметов, в том числе и химии. А это, в свою очередь, ставит задачу разработки новых средств обучения. Среди эффективных средств формирования метапредметных и личностных достижений учащихся особое место занимают ситуационные задания.
Ситуационные задания – это задания, включающие в себя определенную ситуацию (реальной или нереальной), обычно проблемную. Цель ситуационных заданий — научить школьников выявлять в проблемах повседневной жизни их естественно-научную сущность, актуализировать необходимую информацию и применять ее для решения проблемы, которая в тексте сформулирована в неявном виде.
Проведение уроков с использованием ситуационных заданий позволяет комплексно повторить изученный материал по различным разделам и темам программы в контексте его практического применения.
Задачи при построении ситуационного урока:
- Создание проблемной ситуации. Мотивация к уроку (Задача к уроку на основе исторических фактов) или содержательная актуализация знаний учащихся. Здесь основной задачей является – побудить интерес к изучаемой теме, осознать свою личную значимость в решении данной проблемы.
- Создать связь изучаемого материала с жизнью (умения применять полученные знания в контексте повседневной жизни), т. е. постановка задач перед учащимися должна сочетаться с ситуациями, с которыми они могут или сталкиваются в повседневной жизни (выведение пятна на одежде).
- Использование ситуационных заданий возможно на этапе осмысления нового материала (тема «Лекарства» — Почему лечение травами становится все более популярными? Какие могут быть негативные последствия?»). Здесь возможно создание групповых форм работы. При коллективном обсуждении выводов появляется необходимость и возможность защиты своего мнения, приведения необходимых аргументов (с применением знаний в различных областях – метапредметные умения). Обучающиеся учатся выдвигать свою точку зрения, аргументировать ее, и оппонировать в защиту своего мнения, а так-же уважать мнение других.
- Этап рефлексии – самостоятельное обобщение полученного материала.
- Побуждение к созданию исследовательского проекта, что способствует развитию навыков проектно – исследовательской работы, самореализации обучающихся, накоплению собственного опыта
- Умение анализировать различные источники информации, проводить отбор информации.
Форма проведения такого урока подразумевает ведущую роль учащихся, учитель лишь направляет, создает условия, сталкивает различные суждения. В результате учащиеся самостоятельно делают определенные выводы, принимают решения, осознают значимость полученных знаний и умений в изучении различных предметов.
Решение ситуационных задач не имеет алгоритма. Подходы к их решению могут быть разнообразны, но определенная структура работы над решением проблемной ситуации есть:
— сбор данных;
— сопоставление найденной информации;
— сопоставление различных точек зрения;
— обсуждение;
— формирование выводов.
При формировании такого урока учитываются: личностные (осознание; исследование; принятие ценностей и смыслов; выработка своей жизненной позиции в отношении мира, окружающих людей и самого себя; выбора будущей профессии), регулятивные (возможность управления посредством постановки цели; планирования; контроля), познавательные (поиск, выбор, отбор информации, умение эффективно сотрудничать и вести диалог).
На первоначальном этапе разработки таких уроков и заданий требует создание большого количества дидактического материала, но получив интерес к такой работе, учащиеся сами предлагают тему, находят материал для обсуждения.
Например:
Обсуждение рекламы различных моющих средств (как ученик, как учитель химии и биологии, как учитель русского языка)
Ситуационные уроки повышают эффективность урока, способствуют работе всех обучающихся, делают урок интересным даже при минимальных возможностях.
Учиться можно с интересом!
Очень хорошая публикация, спасибо автору!