Шестеров Роман Борисович, учитель химии и биологии МКОУ «Гимназия №25», г. Ревда
Дистанционные образовательные технологии находят всё более широкое применение в образовании школьников, студентов, взрослых людей. Одной из площадок дистанционного обучения является электронный образовательный ресурс для школьников, учителей и родителей «ЯКласс». Адрес сайта – yaklass.ru.
На портале представлено множество предметов, в том числе и химия. По каждой теме ЯКласс содержит теоретический блок, тренировочные, домашние, проверочные работы. Есть множество открытых заданий, на которых ученик может потренироваться, отработать умения, проверить усвоение материала. Есть задания, скрытые от учащихся. Из любых заданий учитель может составить свою проверочную работу по теме или использовать готовую. Проверочные или домашние работы учитель может формировать различного объема и сложности по своему усмотрению. На комплектование работы из готовых заданий уходит совсем немного времени. Также имеется конструктор заданий, с помощью которого можно создавать собственные задания.
Интересной особенностью ресурса является автоматическая генерация множества вариантов одного и того же задания. Например, учитель в проверочной работе определил две попытки выполнения заданий. В первой попытке ученик неверно произвел расчеты по уравнению. Во второй попытке будет сгенерировано другое уравнение, будут даны другие массы, объемы или количества веществ. Для многих заданий генерируются около 50 вариантов. Это снимает проблему списывания, так как у нескольких учеников, выполняющих одну и ту же работу, будут разные варианты.
Система автоматически проверяет большинство заданий, показывает процент выполнения по каждому ученику. Хотя есть задания, требующие ручной проверки. Их учитель включает в проверочные работы по желанию.
Учитель видит, кто из учащихся выполнил работу, в каком объеме, сколько времени потратил, какие задания решил полностью, а какие частично или не решил вовсе. Остается только перенести оценки в журнал (хотя в системе есть функция автоматического выставления оценок в электронный журнал).
ЯКласс интегрирован с различными системами электронных журналов, в том числе с журналом NetSchool компании ИРТех, который используется в школах ГО Ревда. Это позволяет ученику заходить в ЯКласс через электронный дневник, при этом нет необходимости запоминать дополнительный логин и пароль. Регистрация на портале весьма проста, ученики
могут зарегистрироваться сами (удобнее это сделать через электронный дневник, но можно и непосредственно на сайте), либо их может зарегистрировать учитель и затем выдать логины и пароли. Регистрация даже нескольких классов не занимает много времени.
На ресурсе ЯКласс может зарегистрироваться и родитель. После подтверждения учеником, что это именно его папа или мама, родитель из личного кабинета может наблюдать за выполнением заданий, динамикой, успеваемостью своего ребенка.
Ученики могут пользоваться ресурсом бесплатно, хотя и с некоторыми ограничения-ми. Например, ученик после выполнения работы не сможет увидеть шаги правильного решения, а увидит только результат. Подписка Я+ расширяет возможности ресурса, превращая его в онлайн-репетитора. Подписка Я+ открывает доступ к шагам решения, тренажёрам на основе школьных учебников и отключает всю рекламу на сайте.
А вот для учителя имеет смысл только платный вариант. В противном случае не будут видны результаты учеников. В декабре 2017 года стоимость годовой подписки Я+ составляла 1299 рублей. На портале время от времени проводятся различные акции, которые могут снизить стоимость подписки.
Я использую ресурс ЯКласс уже почти год в преподавании двух предметов: биологии и химии в 6-11 классах. Имея большую педагогическую нагрузку, с помощью ЭОР ЯКласс я экономлю много времени в работе со следующими категориями учащихся:
1) неуспевающие ученики. Дети уже знают, что двойки по биологии и химии исправляются на ЯКлассе. Учитель и ученики не остаются после уроков исправлять двойки. Тем не менее, двойки из журнала исчезают.
2) ученики, которые желают улучшить оценку, например, триместровую. Ученик действительно триместр работал, старался, но немножко «не дотянул» до четверки или пятерки. Такому ученику можно пойти навстречу. Вперед на ЯКласс за индивидуальным заданием! Учитель и ученики не остаются после уроков, учитель не проверяет дополнительные задачи, презентации и тому подобное.
3) ученики, которые находятся на длительном лечении и для которых надо каким-то образом организовать дистанционное обучение. ЯКласс предоставляет настоящее дистанционное образование с красочной теорией, тренировочными и проверочными заданиями.
4) ученики целых классов, выведенных на карантин. В этом случае приходится организовывать дистанционное обучение в приказном порядке. Не нужно задавать через электронный дневник задания, а потом через две недели карантина проверять вал тетрадей с таблицами, упражнениями и т.д. Учитель выставляет на ЯКласс теорию и проверочные работы. Класс еще не вышел из карантина, а оценки в журнале уже есть. И работы проверял не учитель, а робот на ЯКлассе.
В моей практике выполнение заданий на ЯКлассе не является обязательным за исключением вышеперечисленных категорий учащихся. Тем не менее, опыт показывает, что учащихся этих категорий и просто желающих набирается немало. Многим ученикам нравится работать с ресурсом, они сами просят разместить индивидуальные задания или задания для всего класса. Несколько учеников систематически работают с ресурсом вместе с родителями, причем и по другим предметам, используя ресурс как онлайн-репетитора или тренажёр. Следует также отметить, что многие задания на ЯКлассе составлены в стиле и формате ОГЭ, ДКР, ВПР, что позволяет ученикам лучше подготовиться к этим формам контроля.
Таким образом, ЭОР ЯКласс позволяет ученикам с интересом изучать науки, родителям помогать детям и контролировать их в современном формате, а учителю экономить время и силы.
Вот интересно ,а как же учителя работали без новых технологий и успевали везде при СССР и дети были не дураки.Почитать эту статью так все и понятно становиться учителям отдых и зарплату, а родителям после работы еще и ЯКласс с детьми.Классно придумано.Делают из наших детей дураками как в Европе где нет у ребенка даже пола и их называют оно пока не определится сам кто он или она.А еще стадом баранов которыми будет удобно руководить.