Урок «Нефть. Переработка нефти»

Чернобай Лариса Александровна, учитель химии МКОУ «СОШ № 10» г. Ревда

Урок проводится с использованием основ и приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) в форме «Продвинутой лекции», применение которой наиболее эффективно при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст. Такая форма урока мотивирует учащихся к активной учебной деятельности, способствует осмыслению ими новых знаний, соотнесению их с ранее полученными. Осуществляется процесс выработки собственного отношения к изучаемому материалу, развиваются навыки работы с текстом, большим объемом информации. Составление учащимися по ходу лекции конспекта с использованием опорных и ключевых слов развивает  умение отличать в содержании главное от второстепенного, определять основную идею данной части лекции, анализировать и критически осмысливать новый материал.

  Результатом деятельности каждого ученика является написанное сообщение по теме урока с использованием записей, сделанных в течение лекции (ключевые и опорные слова), материала учебника и дополнительных источников информации.

       Цели урока: изучение состава нефти и методов ее переработки; раскрытие экологических проблем нефтехимии и путей их решения; развитие устойчивой потребности в получении новых знаний, способности к самоорганизации.

      Оборудование:  образцы нефти,  коллекция «Нефть», видео – фрагмент «Перегонка нефти»,  «Листы вызова»,  «Информационные листы»,  таблички с ключевыми словами «Природа», «Технология», «Наука», «Экология».

Ход урока

  1. Стадия вызова

         После вступительного слова учителя учащимся выдается «Лист вызова» с написанными утверждениями, рядом с которыми надо поставить знаки «+» или «-» в зависимости от того, согласны они с утверждением или нет:

  1. Нефть – жидкое ископаемое.
  2. Нефть – это сложное вещество.
  3. Нефть добывали до н. э.
  4. Промышленная добыча нефти началась в первой половине XX века.
  5. При прямой перегонке нефти выход бензина составляет до 80 %.
  6. Химический способ переработки нефтепродуктов был разработан в России.
  7. Разлитую на водной поверхности нефть можно обезвредить с помощью бактерий.

Учащиеся могут обменяться мнением с соседом по парте.

      К «Листу вызова» учащиеся вернутся в конце урока.

  1. Стадия осмысления

     Часть 1. Учащимся выдается «Информационный лист», читая который они записывают опорные слова, отражающие содержание данной части.

     Нефть широко распространена в природе. Она была известна многим древним народам. Раскопки на берегах Евфрата установили, что за 6000 – 4000 лет до н. э. здесь добывали нефть. Бакинцы с древних времен жгли «земляное масло». Промышленная добыча нефти началась в середине XIX века, когда стали применять бурение скважин.

     Самые большие запасы нефти в Саудовской Аравии, Кувейте, Иране, Ираке. Богата месторождениями нефти и Россия: это прежде всего районы Сибири, Урала и Кавказа. Из недр Земли и донных отложений в морях ежегодно добывают около 3 млрд. тонн нефти.

     Нефть – это жидкое маслянистое горючее ископаемое от светло — бурого до черного цвета плотностью 0,73 – 1,04 г/см3. По составу представляет собой смесь жидких и небольшого количества твердых углеводородов: предельных (алканов) с прямой и разветвленной цепью; циклоалканов (нафтены – циклопентан, циклогексан и их гомологи); ароматических углеводородов (бензол и его гомологи). Кроме того в состав нефти входят примеси: органические  кислород- и серосодержащие соединения, вода и растворенные в ней кальциевые и магниевые соли, песок и глина.

      После прочтения данного текста учитель предлагает учащимся записать опорные  слова в тетради, а затем записывает их на доске. Из представленных на магнитной доске ключевых слов учащиеся выбирают ключевое слово, которым можно озаглавить данную часть лекции и рядом с опорными словами записывают слово «Природа».

    Часть 2. Долгое время в науке существовали гипотезы неорганического происхождения нефти. Например, в 1866 г. М. Бертло предположил, что нефть образуется в недрах Земли при воздействии углекислого газа на щелочные металлы. В 1877 г. Д.И.Менделеев предложил «карбидную» гипотезу: в недрах Земли находится «углеродистое железо», вода проникает по разломам в глубь Земли, железо соединяется с кислородом воды, образуя оксид, выделяющийся водород соединяется с углеродом, образуя углеводороды, т. е. нефть.

     В настоящее время доказано биогенное происхождение нефти в результате превращений  в толщах осадочных пород под влиянием повышенной температуры, давления, деятельности бактерий грандиозных скоплений таких растительных материалов, как водоросли, споры, пыльца, кутикулы и  другие структурные части растений. 

      В нашей стране становление промышленной разработки месторождений нефти связано с именем И.М.Губкина. Он разработал основы теории происхождения нефти, условия формирования ее залежей, открыл новый тип месторождений в Майкопе, предсказал нефтеносные районы на Урале, в Сибири.

     После прослушивания данной части лекции учащиеся в тетради, а учитель на доске записывают опорные слова. Учащиеся находят общее для них ключевое слово – «Наука».

     В чем значение нефти в современной промышленности и технике?

     Часть 3. После очистки от примесей нефть подвергают переработке. Методы переработки могут быть физическими и химическими. 

     Физический метод переработки – прямая перегонка – заключается в разделении нефти на ее составные части – фракции.

       Рассказывается об устройстве ректификационной колонны, составе и применении продуктов перегонки нефти, демонстрируется видео – фрагмент.

     При прямой перегонке нефти доля выход бензина составляет до 25%. Для увеличения выхода бензина и улучшения его качества некоторые фракции прямой перегонки подвергают химической переработке.

Среди методов химической переработки нефти наибольшее значение получил крекинг..Этот метод переработки нефтяных продуктов был открыт в 1891 году русским инженером В.Г. Шуховым. Различают два основных типа крекинга – термический и каталитический (сообщается об условиях протекания данных видов крекинга и составе получаемого при этом бензина).   

     Учащиеся записывают опорные слова в тетради, а учитель на доске; подбирают ключевое слово – «Технология».

    Часть 4. Рассматриваются экологические проблемы, которые могут возникнуть в связи с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Сообщается о препаратах «Эконадин» и «Деворойл», адсорбентах и  коагулянтах, используемых для утилизации разлитой нефти.

     Учащиеся и учитель записывают опорные слова и подбирают ключевое слово – «Экология».            

  • Стадия размышления и рефлексии

         Учащиеся возвращаются к  «Листу вызова», еще раз оценивают и сравнивают свои ответы до и после лекции.

          Учащимся предлагается сделать вывод в форме  устного выступления о взаимосвязи и взаимовлиянии природы, науки, технологии и экологии.

          Домашнее задание: подготовить презентацию по теме урока с обязательным использованием опорных и ключевых слов,  Интернета и дополнительной литературы.

Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *