Кокшарова Наталья Анатольевна, учитель химии МАОУ СОШ № 2 г. Алапаевск
Изучение химии нельзя ограничивать только сведениями и фактами из учебников, энциклопедий и интернета. В своей педагогической деятельности в системе организую и провожу экскурсии по темам, которые изучаются в урочное время.
Во-первых, считаю это необходимым условием для реализации идей уральской инженерной школы. Во-вторых, данная форма в полной мере соответствует системно-деятельностному подходу, который лежит в основе реализации федерального государственного образовательного стандарта. В-третьих, данная форма организации обучения химии способствует реализации и метапредметного подхода – формирует и развивает представление обучающихся об общей картине мира. Для реализации программы использую внеурочную деятельность.
Образовательный процесс по химии выстраиваю таким образом, что реализация рабочей программы по курсу основной школы идет параллельно с реализацией программы внеурочной деятельности «Химия без взрывов». Так при изучении темы «Первоначальные химические понятия» мной организуются и проводятся экскурсии в В-Синячихинский краеведческий музей, в химическую лабораторию алапаевского завода железно-бетонных изделий, аптеку № 177 г. Алапаевска, очистные сооружения «Горводоканала», пожарную часть 76 МО город Алапаевск.
В курсе химии 9 класса предусматриваю в программе внеурочной деятельности экскурсии в музей п. Н-Шайтанский, ИП Краморенко (цементное производство), Алапаевский металлургический завод, Алапаевский завод железо-бетонных свай, совхоз Ямовский (склад минеральных удобрений), сыроварня г.Реж и др.
При составлении программы по внеурочной деятельности четко определяю время проведения каждой экскурсии с учетом изучения теоретического материала в урочное время.
На уроках химии уделяю особое внимание принципам устройства важнейших агрегатов и аппаратов, а так же химической сущности наблюдаемых процессов.
Маршрут каждой экскурсии составляю таким образом, чтобы продолжительность не превышала двух часов. Особое внимание уделяю безопасности обучающихся: перед каждой экскурсией дети проходят инструктаж с обязательной записью в журнале по технике безопасности.
Для каждой экскурсии разработаны организационно-целевые карты, в которых указаны: цель, объект, термины и понятия, схемы и рисунки по теме экскурсии, план и рефлексивные вопросы задания.
Большую роль при формулировке и корректировании цели экскурсии играет вводная беседа или мотивационно-целевой этап, чаще всего по договоренности с предприятием, музеем – это проходит с использованием ИКТ-технологий в форме видео-ролика или презентации о том месте, где проходит экскурсия.
Подведение итогов экскурсии провожу в различных формах: промо-ролик, фотоотчет, но наиболее сложным способом является – конференция. Для ее проведения обучающихся составляют доклады на 5-7 мин., которые визуализирует презентацией. Так же практикую выставки коллекций по производствам с использованием PR-технологий.
Так при изучении темы «Растворы» в программе внеурочной деятельности предусмотрена экскурсия в аптеку. Целепологание данной экскурсии организую с использованием приема «Корзина», когда обучающиеся предлагают свои цели, согласуя их с целью учителя. Исходя из сформулированной, цели определяется объект экскурсии: растворы и их приготовление, очистка.
Понятийный аппарат включает в себя: раствор, растворение, массовая доля, способы очистки растворов, физические свойства вещества и др. образовательным продуктом экскурсии является: модель перегонной установки, которую обучающиеся делают самостоятельно.
Делаю акцент на профориентационную составляющую данной экскурсии: сообщения обучающихся о труде провизоров и фармацевтов, где обязательно указывают адреса образовательных учреждений по этому профилю.
Таким образом, считаю, что внеурочная деятельность позволяет создать условия для проведения экскурсий по темам в рамках реализации основной образовательной программы.