Рабочая тетрадь как средство формирования универсальных учебных действий по химии

Михайлова Юлия Геннадьевна, учитель химии МКОУ «Средняя школа №1» р.п. Бисерть

    В последнее время идет полемика о том, каким должен являться современный урок, а кроме того формируются пути его улучшения. И данная задача представляется едва ли не наиболее значимой задачей учебно-воспитательного процесса в школе. Однако, безусловно, работа каждого учителя обязана быть ориентирована на формирование самостоятельности детей. Известно, что школьники отличаются друг от друга по физиологическому, умственному, эмоциональному формированию, по темпу восприятия учебного материала. Есть дети с нестандартным мышлением, а кроме того и те, чьи возможности и задатки еще не проявились. В конечном итоге, есть учащиеся, способности и интересы которых лежат за пределами классических школьных предметов и программ. Одним из путей разрешения данного противоречия представляется система самостоятельной работы обучающихся. Одним из средств для организации такого рода деятельности является рабочая тетрадь на печатной основе, созданная с таким расчетом, чтобы любой педагог имел возможность в известной мере учесть индивидуальные характерные черты своих учащихся.

    Рабочая тетрадь — это учебное пособие, имеющее особый дидактический

аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Актуальность рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки на уроках с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности.

    Цель печатной рабочей тетради в обучении состоит в том, чтобы обеспечить пооперационное формирование понятий и способствовать активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках.

    При подготовке к уроку учитель тратит достаточно много времени на подбор разного рода заданий. Использование рабочих тетрадей позволяет рационально организовать учебное время и учебную работу.  Рабочие тетради не исключают объяснения учителя, работу учащегося с учебником, а являются дополнением к существующим методам обучения и используются наряду с ними.  Они расширяют границы учебников и побуждают учиться самостоятельно, с увлечением и даже с азартом.

Существует единственный недостаток рабочих тетрадей на печатной основе – готовые ответы в Интернете. Поэтому, на своих уроках я использую рабочие тетради для изучения нового материала и для контроля знаний. Это исключает возможность списать готовый ответ. Во всех случаях, когда это возможно, ученики под руководством учителя самостоятельно приобретают знания, объясняют примененные при этом действия, связывают новый материал с ранее пройденным, закрепляют его в памяти. В процессе этой работы мне, как учителю, остается только наблюдать, как учащиеся усваивают знания и навыки, исправлять в них недостатки, направлять этот процесс.

    Я использую рабочие тетради к учебнику О.С.Габриеляна. Они уже содержат задания на формирование и диагностику универсальных учебных действий, позволяющих достичь предметных, метапредметных и личностных результатов: дополнить предложения или таблицы, вписать пропущенные слова, знаки или цифры, нарисовать схему или выполнить иллюстрацию, написать синквейн.

Преимущества использования рабочей тетради

1.Использование тетради исключает необходимость тратить время на запись заданий.

2.Тетрадь на печатной основе дает возможность провести определенную подготовку ученика на уроке.

3.Она позволяет ученику более осознанно, целенаправленно понять теоретический материал.

4.Тетрадь содержит готовые иллюстрации, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а значит, и более прочному усвоению знаний.

5.Работая с каждым заданием самостоятельно, у обучающихся появляется возможность максимально приложить свои способности по его выполнению, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

  1. Рабочая тетрадь на печатной основе дает возможность использовать дифференцированный подход, позволяет оценить учащихся с разным уровнем подготовки. Понимание знаний учениками происходит по-разному. За одно и то же время, назначенное на самостоятельную работу, одни ученики усвоят существенно более, чем остальные. Вследствие этого задания для слабого учащегося подразумевают понимание основного материала, требуемого для общего осмысления проблемы.

Таким образом, рабочие тетради, при соблюдении необходимых условий их применения, повышают эффективность урока и поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Воспитывают у учащихся правильный навык работы с книгой, выполнения химического эксперимента, правила поведения и обращения с веществами, умение организовать рабочее место, трудиться в школе и дома, а значит, воспитывают у ребенка самостоятельность в выполнении действия. Обучение приемам учебной работы сочетается с обучением приемам умственной деятельности, постоянно активизируется учебный процесс на уроке, все это воспитывает у ребенка активную самостоятельную мыслительную деятельность.

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.