Постникова Нина Ивановна, учитель химии МАОУ СОШ № 4 г. Первоуральск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Химия» среднего общего образования составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ МО и НРФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. приказ № 1645);
Проект «Примерной основной образовательной программы среднего общего образования».
Рабочая программа по учебному предмету химия составлена на период пилотного введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учётом требований ФГОС СОО, основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 4», реализации принципа преемственности в обучении и содержанием государственной итоговой аттестации по химии.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Химия»
В области предметных результатов в результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне среднего общего образования
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Химия»:
Деятельность учителя в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение учащимися следующих личностных результатов:
1) в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию;
2) в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству) – чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
3) в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей
4) в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:
– понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счет заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
– умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
– осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа обучения базового уровня рассчитана на 68 учебных часов за два года обучения (по 34 часа в 10 и 11 классах, из расчёта 1 часа в неделю).
Используются учебники: Н.Е.Кузнецова, Н.Н. Гара. Химия 10 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.:Вентана-Граф.,Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин, М.А. Шаталов. Химия 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.:Вентана-Граф.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, химической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формировании собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Успешность изучения учебного предмета связана с овладением основными понятиями химии, научными фактами, законами, теориями, применением полученных знаний при решении практических задач.
Изучение химии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников.
Содержание базового курса позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи. Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора. Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов. Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты, инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения.
Примерные темы практических работ (на выбор учителя):
Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.
Конструирование шаростержневых моделей молекул органических веществ.
Распознавание пластмасс и волокон.
Получение искусственного шелка.
Решение экспериментальных задач на получение органических веществ.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.
Идентификация неорганических соединений.
Получение, собирание и распознавание газов.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между классами органических соединений».
Получение этилена и изучение его свойств.
Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Гидролиз жиров.
Изготовление мыла ручной работы.
Химия косметических средств.
Исследование свойств белков.
Основы пищевой химии.
Исследование пищевых добавок.
Свойства одноатомных и многоатомных спиртов.
Химические свойства альдегидов.
Синтез сложного эфира.
Гидролиз углеводов.
Устранение временной жесткости воды.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Исследование влияния различных факторов на скорость химической реакции.
Определение концентрации раствора аскорбиновой кислоты методом титрования.
Тематическое планирование, 10 класс
№ | Тема (раздел), содержание раздела | Количество часов | В том числе | |
практических работ | контрольных работ | |||
Введение Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания. | 1 | 0 | 0 | |
Основы органической химии | ||||
1 | Теоретические основы органической химии Место и значение органической химии в системе естественных наук. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. | 5 | 0 | 0 |
2 | Классы органических соединений. Углеводороды Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах. Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена. Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола. | 9 | 0 | 1 |
3 | Производные углеводородов Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола. Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. Сложные эфиры.Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности | 6 | 0 | 0 |
4 | Вещества живых клеток Жиры.Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических реакций в органической химии. Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. | 8 | 1 | 1 |
5 | Органическая химия в жизни человека Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии. | 3 | 0 | 1 |
Химия и жизнь | ||||
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии. | 2 | 0 | 0 | |
Резерв времени | 1 | |||
Итого | 35 | 1 | 3 |
Отметка за промежуточную аттестацию в 10 классе базового изучения предмета
выставляется как среднеарифметическая отметка полугодовых отметок
Календарно-тематическое планирование, 10 класс
№ | Дата проведения урока | Тема | Основное содержание | Виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) | Домашнее задание |
Введение (1 час) | |||||
1.1 | Научные методы познания в химии | Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания. | Характеризовать научные методы познания веществ и химических явлений. Иметь представление о роли химического эксперимента и теории в химии, о моделировании химических процессов. Подбирать информацию на определенную тему из различных источников, используя эту информацию для подготовки докладов, сообщений, презентаций и др. | Записи в тетради, подгот.презентацию | |
Раздел I. Теоретические основы органической химии (5 часов) Введение в органическую химию- 1 ч | |||||
2.1 | Предмет органической химии | Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук. | Различать предметы изучения органической и неорганической химии. Сравнивать органические и неорганические вещества. Соблюдать правила ТБ. | П.1 | |
Теория строения органических соединений -2 ч | |||||
3.1 | Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова | Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. | Называть изученные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Оперировать понятиями «Атом, молекула, валентность, химическое строение, «структурная формула». | П.2. стр.16-18 | |
4.2 | Изомерия и изомеры. | Понятие о функциональной группе. | Оперировать понятиями «изомерия, изомеры» По предложенным формулам находить (распознавать) изомеры | П.2. | |
Особенности строения и свойств органических соединений и их классификация -1 час | |||||
5.1 | Принципы классификации органических соединений. | Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений. | Описывать пространственную структуру изучаемых веществ. Систематизировать знания о ковалентной химической связи. Называть углеводороды по международной номенклатуре. Приводить примеры органических веществ. | П.6 | |
Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений – 1 час | |||||
6.1 | Типы химических реакций в органической химии. | Классифицировать реакции. Определять качественный состав изучаемых веществ. Систематизировать и обобщать полученные знания. Составлять обобщающие схемы | П.7, 8 | ||
Раздел II. Классы органических соединений. Углеводороды. (9 часов) | |||||
Предельные углеводороды – 2 часа | |||||
7.1 | Алканы | Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения физических свойств. | Составлять формулы алканов. Называть алканы по международной номенклатуре. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Определять принадлежность органических веществ к классу алканов | П.9,10 | |
8.2 | Алканы. Свойства. Применения. | Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах. | Характеризовать строение и химические свойства метана и этана, объяснять зависимость их свойств от состава и строения. Описывать свойства алканов. Характеризовать способы получения свойства и области применения метана. | П.11,12 | |
Непредельные углеводороды – 4 часа | |||||
9.1 | Алкены. Гомология, изомерия и номенклатуры | Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. | Называть алкены по международной номенклатуре. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Определять принадлежность веществ к классу алкенов | П.13 | |
10.2 | Алкены. Свойства, применение и получение. | Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. | Характеризовать строение и химические свойства этилена. Объяснять зависимость свойств этилена от его состава и строения. Характеризовать способы получения, свойства и области применения алкенов. | П.14 | |
11.3 | Алкадиены. Строение. Свойства. Применение. | Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. | Совершенствовать умения составления формул изомеров и названий органических веществ. Углубить знания об изомерии, гомологии и номенклатуре непредельных углеводородов. | П.15 | |
12.4 | Алкины. Свойства.Применение.Получение. | Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена. | Продолжать изучение реакции присоединения на примере реакции ацетилена, закрепить знания о химических свойствах этилена. Определять принадлежность к классу алкинов. | П.16 | |
Ароматические углеводороды. Арены. – 3 часа | |||||
13.1 | Арены | Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола. | Объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения. Определять принадлежность веществ к классу арены. Описывать свойства бензола и характеризовать их. | П.16 | |
14.2 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы органических соединений. Углеводороды» | Представлять информацию по изученным темам в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ | Подготовка к к/р | ||
15.3 | Контрольная работа №1 по теме «Классы органических соединений. Углеводороды» | ||||
Раздел III. Производные углеводородов (6 часов) | |||||
Спирты.Фенол. – 3 часа | |||||
16.1 | Спирты | Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных спиртов | Определять функциональную группу спиртов. Называть спирты по международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу спиртов | П.19,20 | |
17.2 | Химические свойства спиртов и их применение. | Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена. Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и глицерина. | Характеризовать строение и химические свойства спиртов, объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию многоатомных спиртов. | П.21,22 | |
18.3 | Фенол | Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола. | Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с фенолом, оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы | П.23 | |
Альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры- 3 часа | |||||
19.1 | Альдегиды | Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида. | Определять функциональную группу альдегидов. Называть альдегиды по международной номенклатуре. Определять принадлежность веществ к классу альдегидов, характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида. Объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения. Выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов | П.24,25 | |
20.2 | Карбоновые кислоты | Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах. | Определять функциональную группу карбоновых кислот. Называть уксусную кислоту по международной номенклатуре. Определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот, характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты, объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот | П. 26 | |
21.3 | Сложные эфиры | Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. | Называть сложные эфиры по международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров. | П.27 | |
Раздел 4. Вещества живых клеток (8 часов) | |||||
Жиры — 1 час | |||||
22.1 | Жиры | Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. | Определять принадлежность веществ к классу жиров. Характеризовать строение и химические свойства жиров. | П.31 | |
Углеводы – 4 часа | |||||
23.1 | Углеводы | Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. | Характеризовать химические свойства глюкозы. Объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения. Выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы | П.32,33 | |
24.2 | Крахмал и целлюлоза | Сахароза. Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна. | Объяснять химические явления, происходящие с углеводами в природе, выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала. Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения углеводов | П.35 | |
25.3 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Производные углеводородов. Вещества живых клеток» | Получать химическую информацию представлять информацию по теме в виде таблиц, схем. | Подготовка к к/р | ||
26.4 | Контрольная работа №2 по темам «Производные углеводородов. Вещества живых клеток» | ||||
Аминокислоты. Пептиды. Белки. Нуклеиновые кислоты – 3 часа | |||||
27.1 | Аминокислоты | Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот | Называть аминокислоты по международной номенклатуре, определять принадлежность веществ к классу аминокислот. Характеризовать строение и свойства. Биологическую роль и области применения кислот | П.36 | |
28.2 | Белки | Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме. Биологические функции белков. | Характеризовать строение, химические свойства, функции белков, выполнять химический эксперимент по распознаванию белков | П.37 | |
29.3 | Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» | Соблюдать правила по ТБ. Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ. Наблюдать самостоятельно проводимые опыты, проводить химические реакции с помощью языка химии. Описывать проведенные эксперименты. Формулировать выводы | |||
Раздел V. Органическая химия в жизни человека. (3 часа) | |||||
Природные источники и способы переработки углеводородов. Промышленный органический синтез – 1 час | |||||
30.1 | Природные источники углеводородов: нефть и природный газ | Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии. | Характеризовать способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами. Объяснять явления, происходящие при переработке нефти, оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды. Выполнять химический эксперимент на распознавание непредельных углеводородов | П.39,41 | |
31.2 | Обобщение и систематизация знаний по курсу химии | Получать химическую информацию из различных источников. Представлять информацию по курсу в виде таблиц, схем. Систематизировать и обобщать полученные знания | Подготовка к к/р | ||
32.3 | Итоговая контрольная работа | ||||
Химия и жизнь – 2 часа | |||||
33.1 | Химия и здоровье | Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов | Пользоваться информацией из других источников, составлять обобщающие схемы, готовить презентации | Записи в тетр, подготовка к презентации | |
34.2 | Факторы, разрушающие здоровье | Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркомания). Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии | Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами | Записи в тетр, подготовка к презентации | |
Резерв времени – 1 час | |||||