Змеева Инна Владимировна, МБОУ «СОШ №7» г. Ревда
Носкова Людмила Борисовна, ГБПОУ «СОМК», РЦМО
“Учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями.”
“Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.”
Аристотель
Химия-наука экспериментально-теоретическая. Это означает, что любая химическая теория непременно подкрепляется и проверяется экспериментом, химическим опытом. Результат эксперимента- это химический факт, поэтому опыты в химии необходимо правильно выполнять . Для того , во первых, следует знать заем нужен данный опыт, что хотят проверить или доказать с его помощью. Во вторых , необходимо владеть навыками практической работы: уметь пользоваться лабораторной посудой, лабораторными инструментами , наливать и насыпать реактивы , отмеривать их, проводить нагревание веществ. При этом каждый учащийся при проведении опытов должен строго соблюдать правила по технике безопасности. Обычно при проведении опыта учащийся пытается предвидеть его результат на основе уже имеющихся у него знаний, высказывает предположение (гипотезу). Опыт проводится для проверки гипотезы, помогает устранить сомнения и собрать доказательства в подтверждении идеи, или наоборот опровергнуть ее. Поэтому обязательно нужно описывать проведенные опыты на практической работе. Мои учащиеся описывают проведенный эксперимент в III графе таблицы под названием «Что наблюдали?». При этом учащийся должен обязательно ответить на вопрос «Почему?» Почему получен именно такой результат? Если сразу не удается дать ответ на вопрос в IV графе под названием «Вывод» учащийся может обратиться к учебнику, тетради , посоветоваться с товарищем( так как на практической работе учащиеся выполняют опыты в парах) попытаться найти объяснение . Практическая работа проводится после изучения большой темы, перед обобщающим уроком и контрольной работой.
Основная цель практической работы –закрепление полученных знаний учащимися посредством химического эксперимента.
Эксперимент – важный путь осуществления связи теории с практикой при обучении химии, путь превращения знаний в убеждения. Недооценка роли эксперимента и особенно в начале обучения химии имеет негативные последствия, в частности приводит к изъяну в развитии конкретного мышления, что мешает общему развитию учащихся и резко снижает интерес к учебному предмету.
В практике обучения химии традиционно принято деление химического эксперимента на демонстрационный, осуществляемый учителем и ученический, выполняемый школьниками в виде лабораторных опытов, практических работ, решение экспериментальных задач.
В процессе демонстрации учитель организует наблюдение учащихся. Это своеобразный наглядный инструктаж (правильные приемы обращения с лабораторным оборудованием, принцип действия, условия проведения опытов, ТБ).
В лабораторных опытах первоначально отрабатываются способы действий. На практических работах умения совершенствуются и нарабатывается навык, т.к. учащиеся выполняют работу самостоятельно. При экспериментальном решении задач предусматривается самостоятельное применение ЗУНов школьников проводить химические опыты. Таким образом лабораторные опыты несут обучающую функцию, практические работы – совершенствующую, экспериментальное решение задач – контролирующую.
Устанавливается цель работы , задачи, затем совместно с учащимися обсуждается и вырабатывается план практической работы и название. Название и план работы ученики записывают в I графу таблицы «Название работы». Учитель заранее дает вопросы теории. Ответы на вопросы теории учащиеся самостоятельно готовят дома, используя любые источники.
На урок практической работы ученики приносят на двойном листе таблицу в которой 4 графы: «Название», «Что делали?», «Что наблюдали?» , «Вывод» с заполненной I графой и ответами на вопросы теории. II, III и IV графу учащиеся заполняют самостоятельно на уроке, после проведенных опытов.
Практическую работу ученики выполняют по инструкции учителя под назва нием « Ход работы». Инструкцию к практической работе разрабатывает учитель, где четко и ясно прописаны все опыты, которые должны провести дети во время практической работы с соблюдением техники безопасности. Инструкция по проведению практической работы находится на каждом столе.
Эффективность эксперимента зависит от: постановки конкретной цели и задачи которые должны быть решены с помощью опыта; построения рационального плана наблюдения; умения фиксировать результаты наблюдения; умения анализировать и обобщать полученные данные; наличия и рационального отбора инструментов и средств, с помощью которых учитель стимулирует и управляет наблюдением учащихся.
Поэтому организация целенаправленного наблюдения, формирование навыка работы, умения осмысливать результаты и сохранять в памяти переработанную информацию составляют одну из важнейших задач химического эксперимента.
Успех работы в значительной мере зависит от того, насколько правильно определены характер деятельности учителя и учащихся, место химического эксперимента, наиболее целесообразные формы и приемы его осуществления на уроке.
При определении содержания лабораторных и практических занятий по химии желательно учитывать данные психологии, касающиеся повторяемости операций, которые предстоит выполнить учащимся, частоту использования приборов и аппаратов, т.к. для успешного формирования определенного навыка повторяемость операций в работах должна составлять от 5 до 9 раз.
Один и тот же эксперимент на разном уровне подготовки учащихся используется неодинаково. Химические опыты целесообразно повторять, обращая особое внимание на те их стороны, которые являются предметом изучения в данной учебной ситуации.
Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе формирования их практических навыков и умений выполнять химический эксперимент осуществляется постепенно: в процессе «мысленного» эксперимента или проверки готовности к выполнению практического задания. При повторении химических опытов по образцу; при проведении химического эксперимента по инструкции, а затем самостоятельно, по заданию без инструкции при решении экспериментальных задач.
Химический эксперимент пронизывает все темы школьного курса химии, способствуя раскрытию его содержания и являясь своеобразным методом обучения.
Какая же ещё главная цель химического эксперимента. Конечно, это исследовательская деятельность учащихся.
Благодаря тому, что на практической работе ребята учаться определять цели и гипотезы, им легче создавать мини проекты.
Литература:
Практические занятия и экспериментальные задачи по химии. Г.М.Чернобыльская.