Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МАОУ «СОШ №29» г. Ревда Свердловской области
«Научить ребят самостоятельно работать совершенно необходимо, человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель, … мало на что годен. Нам надо учить поколение самостоятельно овладевать знаниями»
Н.К.Крупская
Слова, сказанные 100 лет назад, как нельзя актуальны и сейчас. В современных условиях работы в школе при переходе на новые стандарты повысились требования к выполнению домашних заданий, к самоподготовке. Ведь знания, полученные на уроке, закрепляются и совершенствуются во время выполнения домашних заданий. А потому выполнение учеником домашней работы- очень важное звено в процессе получения новых знаний. Кроме того, выполнение некоторых лабораторных опытов дома высвобождает учителю время на уроке.
Я расскажу о некоторых опытах, которые я предлагаю выполнить ребятам дома.
- Физические и химические явления на кухне.
После изучения этой темы на уроке я объясняю, что такие явления мы постоянно видим и проделываем дома. Предлагаю провести физическое и химическое явление у себя на кухне и оформить результаты в виде таблицы.
№ |
Признаки сравнения |
Физическое явление |
Химическое явление |
1 |
Описание опыта (что делал) |
|
|
2 |
Рисунок или фото |
|
|
3 |
Что изменилось |
Форма, размер, агрегатное состояние |
Появился газ, изменился цвет, выделилась энергия, изменился вкус, изменился запах |
4 |
Вывод: какое это явление |
|
|
При проверке такого домашнего задания оказалось, что кое-кто формально подошел в выполнению, например, предложил известные опыты (кипение и замораживание воды, натирание овощей на терке, чистка картофеля, растворение сахара в чае и т.д.) , а некоторые предложили такие опыты, как диффузия, когда мама готовит на кухне, а девочка чувствует запах в другой комнате, остывание горячего чая, получение ожога от горячей кастрюли или чайника, свечение электрической лампочки, упала и сломалась тарелка. Многие называли такие химические явления, как гашение соды уксусом, осветление окраски чая при добавлении лимона, подгорание яичницы на сковороде. Но были и нестандартные опыты, такие как прокисание молока, ржавление ножа, порча продуктов питания, изготовление конфет-петушков из сахара.
- Изготовление индикатора из ягод.
Зимой индикатор можно изготовить из замороженных ягод или варенья. Я предложила взять черную смородину или чернику. Сок из оттаявших ягод и есть индикатор. Кислую среду хорошо в домашних условиях показывает уксусная или лимонная кислота, а щелочную- раствор соды или мыла, но лучше подходит раствор средства для мытья газовых и духовых плит.
Предлагаю отчет оформить в виде таблицы.
№ |
|
Среда |
||
нейтральная |
кислая |
щелочная |
||
1 |
Что взяли |
|
|
|
2 |
Окраска без индикатора |
|
|
|
3 |
Окраска с индикатором |
|
|
|
3 |
Рисунок или фото |
|
|
|
Ребята делают вывод о том, что индикаторы можно изготовить самостоятельно и исследовать с помощью них разнообразные продукты и товары дома.
- Наблюдение за горящей свечой.
Эту практическую работу ученики вполне могут выполнить дома, пронаблюдать продукты горения (внести в пламя свечи холодное блюдце или стекло и увидеть копоть, сделать вывод о неполном сгорании на холоде), увидеть время горения свечи под маленькой и большой банкой, даже увидеть более яркое горение при вдувании воздуха при помощи медицинской груши. Единственное, чего у них нет дома — это известковой воды для обнаружения углекислого газа.
Эту работу ребята с удовольствием делают дома под руководством родителей.
- Приготовление раствора сахара.
Я думаю, что эта работа, выполненная дома при помощи простых кухонных инструментов имеет гораздо больший эффект для учеников, чем работа, выполненная на уроке. Ученики видят, что объем воды вполне можно измерить при помощи кухонной мензурки или обыкновенного стакана, а не мерного цилиндра в лаборатории, а массу сахара или соли можно отмерить чайной ложкой, а не взвесить на весах, к тому же оказалось, что у многих на кухне имеются электронные весы для взвешивания малых порций. Ученики видят, что умение готовить растворы определенной концентрации пригодится им во взрослой жизни при приготовлении , например, маринованных или соленых огурцов и помидоров.
Я думаю, что при выполнении таких домашних опытов наша неинтересная, трудная и «сухая» наука химия многим ребятам становится более понятной, ведь они видят взаимосвязь химии с повседневной жизнью.