Горланова Лариса Сергеевна, учитель химии МБОУ СОШ №52 г. Екатеринбурга
Преподавание химии в основной школе в условиях реализации федеральных стандартов общего образования предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Сегодня задача учителя состоит в том, чтобы не только дать обучающимся прочные хорошие знания, но и помочь им в будущем стать социально успешными. Задача современного учителя – вовлечь обучающихся в активную учебную деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом, строят диалог и самостоятельно получают знания. Это касается не только урочной деятельности, но и организации занятий по подготовке к ОГЭ.
Выбор экзамена по химии на итоговую аттестацию говорит об определённом интересе обучающихся к этому предмету: кому-то просто интересен мир веществ и превращений, кто-то планирует по окончании школы поступать в вузы биохимического профиля, а кому-то достаточно легко дается этот предмет или есть хорошие знания по нему. Однако, в любом случае, подготовка к экзамену всегда предполагает занятия, направленные на повторение и систематизацию изученного на уроках материала. При этом очевидно, что высокие результаты, как правило, получают те обучающиеся, которые с самого начала изучения курса химии стремились к пониманию предмета, ведь понимание влечёт за собой внимание, внимание – интерес, интерес – увлечение, увлечение – высокие результаты.
Поэтому на протяжении всего времени обучения в школе, начиная с 8 класса, я учу детей не зубрить химию, а учиться ее понимать, учу видеть логические закономерности, стройность и красоту этой науки, учу оживлять и осмыслять её, формирую химическое мышление. И тогда многие кажущиеся на первый взгляд очень сложными задания ОГЭ становятся вполне посильными.
Я считаю, что если обучающиеся на занятиях по подготовке к ОГЭ вежливо и, как кажется, внимательно слушают меня, переписывают решение с доски себе в тетрадь, не задавая при этом уточняющих вопросов, то занятие проходит впустую. Ведь важно научиться самому выполнять задание, а не просто смотреть, как это делает учитель или одноклассник. Поэтому на своих занятиях я уделяю большое внимание самостоятельной и индивидуальной работе с обучающимися. В начале каждого занятия я провожу небольшие диагностические пятнадцатиминутки, в ходе которых ребята выполняют 15 заданий из разных вариантов ОГЭ. Эти работы могут включать в себя как задания на одну и ту же тему, но быть чрезвычайно многообразными по формулировкам, так и задания нескольких разных тем курса химии. Ответы на задания работы дети пишут на двух разных листочках, один сдают мне, по второму проводят самопроверку при совместном обсуждении правильных ответов. Сделав самопроверку своей работы, обучающиеся сразу же могут самостоятельно оценить уровень своей подготовки к выполнению заданий определенного формата. Результаты проверки сданных мне листочков с ответами вносятся мной в таблицы, позволяющие оценить результаты каждого обучающегося в сравнении с ним самим и корректировать процесс подготовки к экзамену каждого обучающегося. Кроме этого, данные результаты дают возможность более редкого включения в работу заданий, с которыми обучающиеся справляются хорошо, и, наоборот, более частого использования тех заданий, в которых они еще допускают ошибки.
При проверке самостоятельно выполненных заданий или совместном их выполнении я использую такой прием, как «ответ с комментариями». При этом обучающиеся не просто указывают верный ответ, а еще и комментируют его, описывая алгоритм решения и приводя аргументы своего выбора. В этом случае активно приветствую столкновение разных точек зрения, когда в результате спора рождается истина. Часто этот прием я использую при индивидуальном обсуждении результатов выполненной работы, позволяющем выяснить конкретные проблемы каждого обучающегося при выполнении заданий ОГЭ и помочь их разрешить.
На мой взгляд подготовка к ОГЭ не должна сводиться только к работе с тестами. В своей работе я использую компьютерные тренажеры, интерактивные тесты и т. п. Большую помощь в самостоятельной работе обучающихся оказывают электронные пособия и ресурсы Интернета. На занятиях обучающиеся выполняют диагностические работы в режиме он-лайн, что позволяет им регулировать темп своей работы над тестом и оценивать реальный уровень своих знаний, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, учит сохранять эмоциональное равновесие и сосредотачиваться даже в условиях стресса, адаптируясь к новым условиям. Кроме того, для проведения пробных работ я использую КИМы тренировочных и диагностических работ, размещаемых в системе дистанционной подготовки Статград (http://statgrad.mioo.ru).
Дома обучающиеся выполняют тренировочные работы, используя тематические задания с образовательного портала «Решу ОГЭ» (https://chem-oge.sdamgia.ru/), из открытого банка заданий ФИПИ (http://www.fipi.ru/), сайта «Незнайка» (https://neznaika.pro/oge/chem_oge/) и др. На сайте образовательного портала «Решу ОГЭ» я отслеживаю результаты выполнения обучающимися составленных мной вариантов заданий для проверки знаний, дополнительно останавливаясь во время занятий на темах, вызвавших наибольшие затруднения.
Немаловажным условием успешной сдачи ОГЭ является правильный психологический настрой и мотивация обучающихся, в создании которых значительная роль отводится родителям. Важно, чтобы родители не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку. В этом очень помогают открытые занятия по подготовке к ОГЭ для родителей. На этих занятиях родители не только знакомятся с процедурой проведения ОГЭ, но и могут почувствовать и прочувствовать все перипетии подготовки к экзамену. В ходе диагностической пятнадцатиминутки они могут проверить свои знания по предмету, вместо учителя оценить работу своего ребенка, познакомиться с нетипичностью и многообразием формулировок заданий в разных вариантах экзаменационных работ, понять, что без прочных знаний теоретической части предмета справиться с большинством экзаменационных заданий практически невозможно. Кроме этого, родители увидят, насколько важны систематические занятия не только в школе, но и дома, важен навык продолжительной сосредоточенной умственной работы ребенка. Понимание и осознание всех трудностей подготовки к ОГЭ даст возможность родителям адекватно оценить способности своего ребенка и оказать ему реальную помощь в преодолении всех препятствий на пути успешной сдачи экзамена.
В заключении следует сказать, что гораздо легче заниматься подготовкой к ОГЭ с обучающимися с высокой внутренней мотивацией, с достаточно хорошим багажом теоретических знаний, готовых упорно идти к поставленной цели, чем с теми, кто выбрал экзамен по рекомендации родителей, или теми, кто на уроках смог осилить предмет лишь на невысоком базовом уровне. Однако, экзамен выбирают абсолютно разные дети, и надо всегда помнить, что каждый ребёнок уникален, у каждого ребёнка есть свой «потолок», свой уровень компетентности, есть своя «зона ближайшего развития», поэтому задания не должны быть слишком сложные, чтобы не вызвать потерю интереса к предмету: «я всё равно ничего не понимаю», и не слишком простые, чтобы вызвать скуку и, как следствие, также потерю интереса. Важно, чтобы обучение происходило именно на границе «зоны ближайшего развития» для каждого обучающегося. Поэтому на наших занятиях я стараюсь найти компромисс между стремлением достичь поставленной цели – сдать ОГЭ на высокий балл – и тем, что в действительности можно требовать от данного конкретного ребёнка.