Приемы смыслового чтения на уроках химии

Гладкова Светлана Владимировна,  учитель химии и биологии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Асбестовского городского округа

Результаты международных исследований PISA и PIRLS выявили, что наибольшие затруднения, а как результат неверный ответ, испытывают учащиеся не из-за нехватки знаний, большей проблемой является невнимательное прочтение вопроса. Аналогичная ситуация происходит при выполнении заданий ГИА и ЕГЭ. Некоторые вопросы требуют анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования совсем в иные формы: таблица, схема, кластер, знаковый конспект. У большинства школьников отсутствует критичность в восприятии информационного потока, исходящего от учителей, интернета, учебников. Связано это с тем, что в современном мире наблюдается:

снижение интереса к чтению благодаря широкому распространению видео- и компьютерной продукции;

— ограниченность круга чтения подростков с преобладанием развлекательной литературы;

— низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме на уроках необходимо уделять особое внимание развитию навыков смыслового чтения.

Введение ФГОС предъявляет к подготовке учащихся новые требования. Среди познавательных УУД одним из важнейших на сегодняшний день является умение работать с текстом. На уроках, в том числе и на уроках химии,  формируется умение не просто читать текст, но и осмысливать его содержание. У учащихся развиваются следующие умения: составление плана прочитанного, выделение главной мысли, обобщение и формулирование выводов.

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития, так как учит размышлять, думать и говорить. Если научимся читать, научимся мыслить! Научимся мыслить, станем успешными и в обучении и в жизни!»

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Существует несколько приемов и форм, которые занимают мало времени в применении и удобны при работе с разными текстами.

«Мозговой штурм»

Учитель обращается к ученикам с вопросом: «Какие ассоциации возникают у вас,

когда вы услышите словосочетание «Простые и сложные вещества»?»

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

Игра: «Раскрой белые пятна» учащиеся называют ассоциации, на доске открываются белые пятна, недостающие знания, учитель предлагает «добыть» читая текст.

Задание по теме «Простые и сложные вещества»

Дополни предложения, вставляя пропущенные слова:
а) Вода — это … , состоящее из … воды.
б) … воды состоит из … водорода и кислорода.
в) Вода — это ……. вещество.
г) … водорода состоит … водорода, поэтому водород — это … вещество

(вещество, молекул, атомов,  простое)

Прием « Экспертиза ключевого слова»

Задание:- Разбейте понятие «гидролиз» на смысловые части, составьте план действия, проверки вашей гипотезы. Предложить изучить памятку по теме «Этимология химических названий» Дети самостоятельно пытаются дать определение терминам.

«Гидро»- вода, «лиз»- растворяю- растворение в воде, Аллотропия.  allos – «другой, иной» и tropos – «направление, способ, характер», реакция — re — «против», actio —« действие»

Прием «Деление текста на абзацы»

Учащимся предлагается разделить сплошной текст на абзацы, в зависимости от основных мыслей или понятий, содержащихся в нём. Например, изучая в 8 классе тему «Химический элемент», учащимся предлагается сплошной текст, в котором описывается этимология химических элементов. Учащиеся делят текст на абзацы, выделяя основные группы химических элементов, в зависимости от происхождения их названий.

«По названию небесных тел солнечной системы: селен – от греческого названия   Луны; уран – по названию планеты Уран; нептуний – по названию планеты Нептун; плутоний – по названию планеты Плутон; теллур- по названию планеты Земля ( в древней мифологии Теллурий – мать Земля).   В честь стран и городов: галлий – от лат. названия Франции; гафний – от лат. названия Копенгагена;  германий – от названия Германии; купрум- от греч. названия острова Кипра;  рений – по названию реки Рейн; рутений – от лат. названия России; скандий- по названию полуострова Скандинавия; америций – по названию страны Америка;  калифорний – по названию штата Калифорния (США); полоний – от лат. названия Польши; берклий- по названию города Беркли (США); лютеций – от старого лат. названия Парижа «Лютеция».  По названию минералов в которых открыты  элементы: алюминий- от лат. алюмец – квасцы; бор- от минерала  буры; литий – от греч. литос (камень); магний – от лат. названия минерала  магнесиа; кальций – от лат. Известняк. По  имени известных учёных:  кюрий – в честь учёных Пьера Кюри и Мари Склодовской – Кюри; эйнштейний – в честь Альберта Эйнштейна;  менделевий- в честь Д.И. Менделеева;  резерфордий – в  честь Резерфорда; борий – в честь Бора;  По цвету элементов и их соединений: йод – от греч. иодес (фиолетовый), сера – от санскр. сира   светло- жёлтый); серебро (аргентум)- от греч. аргос (белый); хлор – от греч. клорос (жёлто – зелёный); хром- от греч. кромос (цвет).   По именам богов и героев легенд :  ртуть (меркурий)- по имени бога, покровителя торговли и путешествий; тантал – имя героя  древнегреческой мифологии; титан – бог, отличавшийся гордым нравом;  торий- скандинавский бог грома и бури Тор;  прометий – по имени древнегреческого бога Прометея.»

Приём «Кластер («гроздь»)  можно использовать, работая с текстом, на примере изучения темы «Химические реакции»

 

Прием «Ориентиры предвосхищения»

Актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста «Неметаллы»

Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

В периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева все неметаллы располагаются в главных подгруппах

 

 

Все неметаллы являются p-элементами

 

 

Неметаллы образуют со щелочными металлами преимущественно соединения с ионной связью

 

 

Между собой неметаллы образуют соединения с ковалентной связью

 

 

В заключении необходимо отметить, что используя на уроках химии приём смыслового чтения, важно понимать, что различные виды деятельности имеют свои методы. Наиболее эффективным для данного вида деятельности является проблемный метод. Использование данного метода в ходе изложения учебного материала предполагает, что по ходу изучения учитель совместно с учащимися размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты. Проблемный метод обучения позволяет развить у учащихся следующие универсальные учебные действия: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале (регулятивные), учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию (коммуникативные), строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей (познавательные) и т.д.

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.