Проектирование уроков химии с применением информационно-коммуникативных технологий

Витухина Татьяна Викторовна, МБОУ СОШ № 75/42 г. Нижний Тагил

В настоящее время вопрос индивидуального подхода к обучению учащихся выступает на первый план в системе образования. Одной из линий такого обучения является формирование и развитие информационной компетентности обучающихся. Под информационной компетентностью понимается способность при помощи информационных объектов и технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Использование передовых технологий, в том числе и информатизации, является одной из инно­вационных составляющих организации процесса обучения в современной школе, что открывает новые возможности для коренного изменения стратегий освоения новых знаний учащимися. (Зенина, 2012).

Актуальность использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), т.е. совокупности методов и программно-технических средств, обеспечивающих сбор, хранение и отображение информации с целью снижения сложностей ее использования, а также повышения ее достоверности и оперативности, не вызывает сомнений.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ дает возможность для саморазвити и совершенствования педагога, улучшения его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности (Боревский, 2002).

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более творческими, интересными, продуманными.

Компьютер в состоянии заменить значительную часть наглядных пособий и моделей, так как они порой бывают слишком объемными и громоздкими, особенно по органической химии. К тому же количество пособий не всегда достаточно для обеспечения всего класса, особенно при большой его укомплектованности. При организации практических, лабораторных и экспериментальных работ компьютер становится эффективным помощником. Работа в химической лаборатории с веществами и оборудованием, конечно же, вносит существенный вклад в развитие навыков постановки эксперимента. Информационные технологии при обучении химии незаменимы особенно тогда, когда идет изучение токсичных или взрывоопасных веществ, например, бензола, фенола, хлорпроизводных органических веществ, галогенов и др., а также если в лаборатории кабинета химии отсутствуют те или иные реактивы. В таком случае возможность проведения эксперимента в виртуальном мире является единственной. Также виртуальная лаборатория помогает подготовиться к практической работе заранее или выполнить её индивидуально в случае пропуска урока.

С помощью электронных учебников я показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме. Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстрациями, способствующими развитию пространственного мышления. Например, работа с шаростержневыми моделями и моделями Стюарта – Блиглеба на уроках по изучению гибридизации электронных орбиталей невозможна ввиду недостаточного их количества. С помощью флеш-анимаций, которые можно легко показать основные аспекты электролитической диссоциации или образование водородных связей. Использование компьютерных моделей способствует развитию образного мышления учащихся и активизации их познавательной деятельности.

Применение слайдов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами (Платонова, 2007).

Использование презентаций позволяет проводить уроки:

— с использованием большей наглядности;

— на высоком эстетическом уровне (анимация, музыка);

— с увеличением объема выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

 При подготовке слайдов к уроку можно использовать электронные учебники, например, можно использовать диски фирмы “1С: Репетитор”, “Неорганическая и органическая химия Кирилла и Мефодия”, информацию сети Интернет, а также создать свои презентации. Кроме того, в своей практике, применяю создание клипов (Move Maker, Саmtasia Studio), создание коллажей (Corel Paint Shop, Photo Shop), диаграммы и таблицы MS Excel, также раздаточный материал (с помощью программ «MS Word»). Например, при решении задач по темам «Скорость химической реакции», «Химическое равновесие» использование вышеупомянутых ресурсов позволяет учащимся наблюдать и анализировать изменение процесса во времени, сравнивать параметры значений.

Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценивать знания учащихся. (Пищик, 2012).  Анализ уровня усвоения учебного материала на уроках с использованием ИКТ показал, что даже учащиеся, требующие повышенного педагогического внимания, работают более эффективно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Срезовые работы (контрольные, административные) уже немыслимы без тестирования, которое стало неотъемлемой формой подготовки к основному и единому государственным экзаменам. Регулярное проведение тестирования уменьшает отрицательное отношение к такой форме контроля, так как результат можно узнать через короткий промежуток времени, а пробелы восполнить, вернувшись к данным заданиям на следующем уроке. Тематическое тестирование можно подготовить в виде презентации с гиперссылками. В случае, если ученик ответил неверно, то по гиперссылке программа открывает тот слайд, который содержит информацию для правильного ответа.

Использование ИКТ на интегрированных уроках способствует переходу от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному и плодотворному усвоению знаний учащимися. Такая форма работы позволяет активизировать психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного  интереса, так как эта форма деятельности сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание  ребенка.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность ребенка, позволяет ему чувствовать себя часть большого реального мира, развивает любознательность, коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Каждый учитель желает, чтобы преподаваемый им предмет любили ученики. Дать детям радость успеха в учении, доставить удовольствие от общения друг с другом – не это ли основная задача учителя? Учебники дают готовый результат, и у ребят создается впечатление, что все законы и правила уже найдены. Поэтому основной задачей педагога становится создание условий, помогающих ученикам самим найти, открыть для себя что-то новое, неизвестное и неиспытанное.

Регулярное использование ПК и информационных технологий на занятиях приводит к:

  • Повышению уровня использования наглядности на уроке;
  • Повышению качества знаний учащихся;
  • Установлению межпредметных связей;
  • Появлению возможности организации проектной деятельности учащихся под руководством педагога;
  • Изменениям к лучшему во взаимоотношениях с учениками;
  • Трансформации отношения ребят к компьютеру: они начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для учебы, работы в любой области человеческой деятельности.

            Список литературы:

Боревский Л.Я. Методические основы обучающих компьютерных программ//Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2002. № 21. С. 14-17

Зенина И.А. Критерии эффективности использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном учреждении. Методические материалы. Ростов н/Д, 2012. С.24

Пищик А. В. Информационно-коммуникационные технологии и современный урок. // Химия. Все для учителя, 2012, № 2 (14). С. 4-10

Платонова Т.И. Об использовании электронных презентаций. //Химия в  школе, 2007, №9

 

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.