Профориентационные занятия в рамках изучения химии

Быкова Зоя Николаевна, учитель химии МАОУ «Лицей № 21», г. Первоуральск

Уже не первый год в лицее проводятся в рамках внеурочных занятий — соревнования интегративного характера, направленные на профориентацию учащихся. В частности, это лицейский этап JuniorSkills и техноквест.

Движения JuniorSkills – это грамотная профориентация, когда каждый школьник имеет возможность попробовать себя в разных профессиях и сферах, в том числе и в профессии лаборанта. Организация техноквеста направлена также на развитие профориентации у учащихся, на развитие инженерно-конструкторских навыков.

Мне хочется предложить вашему вниманию некоторые здания, которые выполняли учащиеся в рамках этих мероприятий.

Так тема одного из мероприятий техноквеста была посвящена нанотехнологиям, поэтому на станции в кабинете химии были предложены следующие задания.

Задание 1. Определение гидрофильных и гидрофобных свойств бумаги

Приборы и материалы: Пипетки, бумага различных типов, листья растений, вода, линейка с миллиметровой шкалой.

Этапы проведения эксперимента и выводы:

Гидрофобность – способность материала не смачиваться водой.

Предложены образцы бумаги разных типов (глянцевую, тетрадную и фильтровальную), а также поверхности, обработанные гидрофобными материалами (воском, водоотталкивающим спреем и др.). С помощью пипетки наносим одинаковые по объему капли воды, измеряем линейкой диаметр капель. На гидрофобных поверхностях диаметр капель будет минимальным, а кривизна поверхности самой большой.

 

образец

Размер капли

1

 

 

2

 

 

Расположите цифры, соответствующие образцам, по мере уменьшения гидрофобных свойств)

Задание 2. Определение размеров тел

Материалы: образцы для измерения, линейка, штангенциркуль

Определить размеры в мм, см, м  следующих тел:  диаметр семян, толщину нитки, толщину листа бумаги

образец

мм

см

м

Диаметр семян

 

 

 

Толщина нитки

 

 

 

Толщина листа бумаги

 

 

 

Задание № 3 Анаграммы. Немного о нанотехнологиях

Анаграмма — (от Греч. ανα- — «снова» и γράμμα — «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

1) Ритеамаметаллы _______________________________

2) Анколовоно __________________________________

3) Риятуснонаид ______________________________________________

4) нектообъена _________________________________________________

5) Ринтенде ___________________________________________________ и др

Задания для JuniorSkills обычно предлагаются для отборочного этапа (для всех желающих) и очного. Один год очный этап был организован на базе предприятия, где учащиеся выполняли задания предложенные им на заводском оборудовании.

Задания отборочного этапа предлагаются разные для каждой параллели, например, для  7 класса: 1) Рассчитайте относительную молекулярную массу следующих веществ: N2O, Ca(OH)2, H3PO4 2) Рассчитайте, какая масса соли и воды потребуется для приготовления 300 г 25 %-ного раствора

Вариант очного этапа в рамках школьной лаборатории

Проведите анализ минеральной воды по предложенной методике

  1. Используя таблицы «Изменение окраски индикатора в разных средах и рН среды», определите с помощью индикатора метилоранж среду и рН минеральной воды

индикатор

Кислая среда

Нейтральная среда

Щелочная среда

метилоранж

красный

оранжевый

желтый

фенолфталеин

Бесцветный

бесцветный

малиновый

Универсальный

красный

желтый

Синий (зеленый)

Лакмус

красный

фиолетовый

синий

Среда кислая – рН < 7

Среда нейтральная рН = 7

Среда щелочная рН >7

  1. Определение сульфат-ионов. К 1 мл исследуемой воды приливают 1 каплю раствора BaCl2. Примечание: в присутствии сульфат-иона выпадает осадок белого цвета или появляется муть.

Прозрачность раствора

Содержание SO42-, мг/л

Слабая муть, проявляющаяся через несколько минут

1,0 — 10,0

Слабая муть, появляющаяся сразу

10,1 — 100,0

Сильная муть

100,1 -500,0

Большой осадок, быстро оседающий на дно пробирки

более 500,0

 

  1. Определение хлорид-ионов

К 1 мл исследуемой воды приливают 1 каплю раствора азотнокислого серебра,

Примечание: появление осадка или мути указывает на наличие анионов хлора.

Прозрачность раствора

Содержание Cl, мг/л

Слабая муть

1,0 — 10,0

Сильная муть

10,1 — 50,0

Хлопья осаждаются не сразу

50,1 -100,0

Белый объемистый осадок

более 100,0

 

  1. Определение гидрокарбонат-ионов. К 1 мл исследуемой воды добавляют 2-3 капли соляной кислоты. Примечание: появление пузырьков газа указывает на наличие гидрокарбонат-ионов
Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.