Урок химии в 11 классе на тему: «Скорость химической реакции и факторы, влияющие на скорость химической реакции»

Битерева Светлана Анатольевна, учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Верхние Серги, Нижнесергинский МР

Цели:

  • дать понятие о скорости химической реакции;
  • показать влияние на скорость химической реакции таких факторов, как природа реагирующих веществ, их концентрация, площадь поверхности соприкосновения веществ, температура и участие катализаторов;
  • рассмотреть классификацию химических реакций по таким признакам, как «фазовое состояние» и «участие катализатора»;
  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Основные понятия:  концентрация, скорость химической реакции, гомогенные и гетерогенные реакции, катализ, катализаторы.

Оборудование и реактивы: растворы HCl, H2SO4,  H2O2, Zn, Mg, , CuO, MnO2, пробирки, спиртовки, инструкция по выполнению лабораторных работ.                                                                                                                                                     

                                                                  Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Определим тему урока, для этого посмотрим опыт. Рассмотрим взаимодействие магния и цинка с соляной кислотой. Что отличает эти две химические реакции (скорость). Тема урока определена и записана.

     3.Изучениенового материала.

Давайте вспомним, на какие две группы можно разделить химические реакции по агрегатному состоянию (гомогенные и гетерогенные). На ваших столах лежат карточки. Распределите предложенные вам уравнения реакции на гомогенные и гетерогенные:

1)N2(г)+3H2(г)=2NH3(г)   2)C(тв.)+O2(г)=CO2(г)  3)CH3COOH(р)+CH3OH(р)=CH3COOCH3(р)+H2O(ж)  4)2AL(тв)+3CuCL2(р)=3Cu(тв)+2ALCL3(р)

Выясним формулы для определения скорости гомогенных и гетерогенных химических реакций. (Ученику дается опережающее домашнее задание. Он готовит презентацию.)

Скорость гомогенных химических реакций определяется изменением концентрации одного из веществ в единицу времени. Единица изменения скорости  гомогенных химических реакций:  моль / л • с.

Скорость гетерогенных химических реакций определяется изменением количества вещества в единицу времени на единицу площади. Единица измерения скорости гетерогенных химических реакций: моль/с •м2 или см2

Выясним, какие факторы, влияют на скорость химических реакций. Определяем первый фактор.

 На столах у  учеников лежат инструкции. Читают, что написано под цифрой 1:Проведите реакции между магнием и разбавленной соляной кислотой, цинком и разбавленной соляной кислотой. Что наблюдаете, запишите уравнения реакций. Проведя опыты и используя электрохимический ряд напряжения металлов, определяют первый фактор(природа реагирующих веществ), записываю уравнения реакций.

Читаю, что написано в инструкции под цифрой 2:Проведите реакции между цинком и концентрированной соляной кислотой, цинком и разбавленной соляной кислотой. Что наблюдаете, запишите уравнения реакций. Проводят опыты, определяют второй фактор(концентрация), записывают уравнения реакций.

Читаю, что написано в инструкции под цифрой3:Проведите реакции между оксидом меди (2) и серной кислотой при нагревании и без нагревания. Что наблюдаете, запишите уравнения реакций. Проводят опыты, определяют третий фактор(температура), записывают уравнения реакций. Открывают учебники на станице 131,132, знакомятся с правилом Вант-Гоффа, формулу записывают в тетрадь.

Читаю, что написано в инструкции под цифрой4:Проведите реакции между порошком железа и соляной кислотой, гранулами железа и соляной кислотой. Что наблюдаете, запишите уравнения реакций. Проводят опыты, определяют четвертый фактор(площадь соприкосновения реагирующих веществ), записывают уравнения реакции.

Читаю, что написано в инструкции под цифрой5: В пробирку налейте пероксид водорода и добавьте оксид марганца (4). Что наблюдаете, запишите уравнения реакции. Проводят опыт, определяют последний фактор(катализатор), записывают уравнение реакции.

Учащиеся подводят итог, перечисляют факторы, влияющие на скорость химической реакции.

4.Закрепление знаний (тестирование).

Выполните тестирование.

Вариант 1

 

  1. При обычных условиях с наибольшей скоростью будет взаимодействовать с водой:

а) железо;    б) магний;   в) сальций;   г) алюминий.

  1. Скорость выделения водорода будет наибольшей при взаимодействии с соляной кислотой:

а) бария;   б) олова;   в) цинка;   г) железа.

         

  1. Скорость разложения пероксида водорода можно увеличить, если:

а) добавить к нему оксид марганца (IV);

б) увеличить объём вещества;

в) понизить температуру реакции;

г) добавить воды.

 

  1. На скорость реакции обжига колчедана 4FeS2 + 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2 + Q не влияет:

а) повышение концентрации кислорода;

б) повышение концентрации сернистого газа;

в) повышение температуры;

г) увеличение площади поверхности соприкосновения колчедана и газа.

        

  1. Скорость реакции железа с соляной кислотой увеличится, если:

а) повысить давление;

б) повысить концентрацию хлороводорода;

в) понизить температуру раствора;

г) добавить в раствор лакмус.

 

Вариант 2.

 

  1. Скорость выделения водорода будет наибольшей при взаимодействии:

а) цинка с соляной кислотой; 

б) цинка с уксусной кислотой;

в) олова с соляной кислотой;

г) меди с уксусной кислотой.

 

  1. Скорость реакции между металлом и разбавленной серной кислотой выше, если участвует:

а) цинк;   б) медь;   в) свинец;   г) железо.

 

  1. Скорость коррозии железа уменьшится в паре с:

а) цинком;   б) свинцом;   в) медью;   г) оловом.

 

  1. Скорость реакции магния с соляной кислотой увеличится, если:

а) повысить давление;

б) измельчить образец металла;

в) понизить температуру раствора;

г) добавить в раствор индикатор.

 

  1. Распиленное на куски бревно сгорает с большей скоростью, чем целое, потому что:

а) уменьшается площадь поверхности дерева;

б) увеличивается площадь соприкосновения веществ;

в) понижается температура горения;

г) увеличивается доступ кислорода к каждому куску;

 

Ученики сверяют свои ответы с эталоном.

После выполненной работы, учитель проецирует на экран эталон ответов.  Обучающие, осуществляют взаимопроверку, выставляя оценку.

  1. Рефлексия (самооценка).

Каждый учащийся выставляет себе оценку за тест.

6.Домашнее задание:

подготовить презентации по темам:

  • «Применение катализаторов в промышленности»
  • «Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов»
  • 15 упр.
Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.