Коновалова Юлия Игоревна, учитель химии МБОУ СОШ №52 г. Екатеринбург
В соответствии с ФГОС современный ученик должен владеть основами научных методов познания мира, быть мотивированным на творчество и инновационную деятельность, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность. Но ведь мотивацию к творчеству нельзя вырастить как растение в горшке, а способности нельзя напечатать на 3D принтере. Современные ученики все чаще говорят «Мне не интересно этим заниматься, мне это в жизни не пригодится, я не понимаю, зачем учить это только потому, что взрослые это декларируют». Заинтересовать, выявить способности и выработать навыки проектной деятельности в рекордно короткие сроки в нашей практике удалось Свердловскому химическому турниру.
В обычной и профессиональной жизни чаще всего не пригождается сумма знаний по различным предметам, полученная в школе. Тем более если эта сумма базируется на одном часе занятий в неделю. Знания нужны в определенной комбинации с определенными профессиональными навыками и кругозором. Обретя работу, человек не делает ее в одиночку, а работает в команде над конкретно поставленной целью, добивается конкретного результата. Таким образом, эффективность индивидуума зависит от того, насколько рационально он сможет распорядиться полученными знаниями и умением работать в команде. Этим требованиям удовлетворяет участие в предметных турнирах. Команда состоит из 4-6 человек. Задачи, у которых на сегодняшний день нет очевидного решения, погружают ученика в ситуацию заинтересованности и вынужденного использования всех своих способностей в условиях цейтнота. Для того чтобы предложить оригинальную концепцию решения, требуется изучить существующие научные источники, монографии, диссертации, оценить их достоверность, наметить основную идею решения, распределить обязанности в команде. На первых порах детям, незнакомым с подобного рода деятельностью, бывает сложно, они не верят в положительный исход дела. Кроме того решение занимает достаточно много времени. Учитель выступает в роли психологической поддержки и организатора деятельности. Но, как показывает практика, наиболее успешна команда, в которой складывается четкая организация, движимая не учителем, а желанием победить, азартом игры.
Очная защита достойна особых слов. Впервые попав на бои, наша команда плохо представляла механизм, состоящий из доклада, оппонирования и рецензирования задач, которые для тебя выбирает соперник. То есть в ходе турнирных боев на защите может быть не представлена задача, в которой вы были уверены, в которую вложили максимум усилий и считали, что кроме вас ее не решил никто, потому что только вам открылось тайное знание. И другая сторона ситуации – это побороть волнение от того, что вы сражаетесь с людьми, у которых более серьезная теоретическая подготовка, опыт и умение держать все под контролем. Это не похоже на научно-практическую конференцию, так как вы решаете задачи, которые вам предложены, в данном случае и у жюри нет определенной модели. А задача участников как раз заключается в том, чтобы отстоять свою концепцию в любом случае, приведя достойные аргументы. И также турнир нельзя назвать предметной олимпиадой, в которой нужны только специальные знания, и в которой априори учащиеся находятся в разных условиях.
Химический турнир является внешней по отношению к школе структурой, способствующей развитию проектной и научно- исследовательской деятельности школьников. Результатом участия в нем явился устойчивый интерес к науке, желание проявить себя на «Открытом микрофоне», на котором можно представить свои лучшие решения. А также участие в летнем лагере EasyChemCamp, в котором школьникам была предоставлена возможность научной деятельности в полной мере.
Это и явилось важным мотивационным моментом для перспективных учащихся – почувствовать себя равным среди равных, реализовать свои возможности, невостребованные в школьной урочной деятельности. И это, безусловно, способствует развитию информационно-познавательной и научно-познавательной деятельности старших школьников.