К вопросу об использовании электронных средств обучения на уроках химии

Малимонов В.В., МАОУ СОШ №208, Екатеринбург

В настоящий момент в условиях реализации образовательных стандартов активно пропагандируется использование электронных средств обучения. Педагогов (особенно старшего возраста) часто критикуют за низкий уровень владения современными технологиями и нежелание использовать новейшие достижения прогресса.

Однако если беспристрастно проанализировать успехи современных школьников, использующих для нужд обучения различные гаджеты, то закрадывается сомнение в том, что новые технологии обеспечили прорыв в образовании молодого поколения [4]. Более того, последние юридические документы (например, [5]) и развернувшиеся споры в СМИ свидетельствуют о том, что проблема адекватного использования новейших технологий как никогда актуальна и нуждается в квалифицированном научном изучении. В данной статье мы постараемся раскрыть один из аспектов проблемы – применение электронных средств обучения на уроках химии.

Под электронными средствами обучения (ЭСО) мы будем понимать такие программные средства, в которых находит свое отражение некая предметная область и с помощью которых становится возможным ее изучение инструментами информационно-коммуникационных технологий. В более узком смысле ЭСО можно охарактеризовать как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, сосредоточенной в информационных (информационно-справочных) источниках, инструментах создания и обработки информации и управляющих структурах, исполненных на любом электронном носителе, а также опубликованных в электронной компьютерной сети. Такое определение перекликается с другими работами, посвящёнными данной проблеме (например, [7] или [6]).

Анализ научных данных по исследуемой проблеме показывает, что, во-первых, многие авторы (как в РФ, так и за рубежом) просто констатируют необходимость использования ЭСО в современном образовании, никак не мотивируя это – польза применения подразумевается сама собой, отрицательные последствия не анализируются (например, [3]). Во-вторых, критичных научных данных, рассматривающих как плюсы, так и минусы применения рассматриваемой технологии в образовании, на сегодняшний день не так и много (см., например, [5]). В-третьих, отрицательные стороны применения ЭОР в педагогической литературе сводятся в основном к возникающим проблемам социализации учащихся и плохим формированием речи (например, [7]).

Между тем, психологи и психотерапевты утверждают, что мозг человека с развитием новых технологий не изменился структурно, по своей схемотехнике он остается практически таким же, как у древних кроманьонцев. То есть за 40-50 тысяч лет, которые отделяют нас от пещерных людей, эволюционные процессы никак не могли привести к перестройке работы мозга в новых условиях. Это приводит к тому, что этот важнейший орган человека устаёт работать при избытке информации, как сам человек устаёт от тяжелой работы [2].

Отсюда наблюдается резкий рост показателей невротических срывов, психиатрических расстройств, инвалидизации и даже гибели людей, связанных с нервно-психическими перегрузками [1, стр. 34-36]. Это касается детей в первую очередь, так как они только учатся постигать мир. Таким образом, давно назрела необходимость провести тщательное профессиональное исследование воздействия ЭСО на способность к усвоению нового материала школьниками.

Практика преподавания в ОУ также показала, что использование ЭСО на фоне постоянного немотивированного применения цифровых средств связи в большинстве случаев отрицательно сказывается на усвоении нового материала. Поэтому нами была сформулирована гипотеза о том, что проведение наглядных опытов и экспериментов (как задействующих новые, а не постоянно утомлённые центры анализа данных в мозге), благоприятно скажется на усвоении материала.

Исследование проводилось в 2019/2020 учебном году в МАОУ СОШ №208 г. Екатеринбурга на уроках химии при объяснении нового материала на параллели девятых классов, которая включает в себя следующую выборку:

Класс

Количество человек

Показатель успеваемости (средняя оценка по химии за 8 класс, ± стандартное отклонение)

28

3,464±0,422

25

3,520±0,592

26

3,923±0,974

17

3,214±0,672

Итого

96

3,530±1,112

Выбор классов диктовался возможностью непосредственного наблюдения за учащимися, так как автор преподавал химию в изучаемых классах. Кроме того, 9 классы ещё не прошли отбор в 11 класс, что скорее всего, сильно исказило бы картину. Методика изучения заключалась в том, что в силу естественных причин (проведение ДКР, праздники, аварии и проч.) изучение различных тем по химии девятого класса происходило тремя возможными способами: 1) самостоятельное изучение, 2) на уроке под руководством учителя с демонстрацией опытов или проведением практических работ и 3) на уроке под руководством учителя, но с использованием ЭСО.

Первый способ для анализа в данной статье не учитывался, так как нет возможности установить степень использования ЭСО каждым учеником в процессе домашнего изучения материала. Поэтому анализировались только два последних способа, причём чёткой границы между ними провести не представляется возможным по естественным причинам. Критерием для оценивания эффективности использования ЭСО являлась средняя оценка, выставленная по итогам изучения данной темы.

В результате проведённых исследований выяснилось, что средняя оценка учащихся после изучения тем путём проведения опытов и практических работ (4,139±0,152) достоверно превышает среднюю оценку учащихся после изучения тем путём использования ЭСО (3,783±0,112) (F(1, 11453)=277,98, p=0,0000). Таким образом, наше исследование показало, что приоритет на уроках химии должен оставаться за живыми демонстрациями, а не за использованием ЭСО. Автор не призывает запретить их, просто использование гаджетов на уроках необходимо строго регламентировать.

Использованная литература:

  1. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 416 с.
  2. Каплан Александр Изменился ли мозг современного человека под воздействием информационных технологий по сравнению с предыдущими поколениями? / [Электронный ресурс] – режим доступа: https://thequestion.ru/questions/175437/answer-anchor/answer/291690?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer291690-anchor
  3. Ладик О.В. Использование электронных средств обучения в учебной деятельности по химии / [Электронный ресурс] – режим доступа: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-eliektronnykh-sriedstv-obuchieniia.html
  4. Малимонов В.В. О том, почему младшие поколения глупеют / [Электронный ресурс] – режим доступа: https://geographer208.ucoz.com/blog/o_tom_pochemu_mladshie_pokolenija_glupejut/2019-10-31-25
  5. Методические рекомендации об использовании средств мобильной связи в общеобразовательных организациях от 14.08.19./ ФС по надзору в сфере прав потребителей, ФС по надзору в сфере образования и науки / [Электронный ресурс] – режим доступа: https://rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=12456
  6. Технология создания электронных средств обучения (Беляев М.И., Гриншкун В.В., Краснова Г.А.) / Разработка Инст. дистантного образования РУДН / [Электронный ресурс] – режим доступа: http://kniga.seluk.ru/k-informatika/798438-1-vvedenie-tema-elektronnie-sredstva-obucheniya-ispolzovanie-podgotovke-shkolnikov-vidi-elektronnih-sredstv-obuch.php
  7. Электронные средства обучения: понятие, классификация, преимущества, виды использования и применения / [Электронный ресурс] – режим доступа: https://fb.ru/article/384478/elektronnyie-sredstva-obucheniya-ponyatie-klassifikatsiya-preimuschestva-vidyi-ispolzovaniya-i-primeneniya
Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.