Соколова Лариса Александровна, учитель биологии и химии МБОУ «Школа № 5», г.Ирбит, Свердловская область
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования. В Конституции РФ и Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением необходимых условий, которые позволят таким детям полноценно включиться в образовательный процесс. Химия — одна из интереснейших наук, но, как предмет, она является одним из сложных для изучения, тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту — ОВЗ).
Дети с ОВЗ — это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. В нашей школе обучаются дети с ОВЗ, обусловленные задержкой психического развития (далее по тексту — ЗПР). Это понятие говорит о замедлении темпа психического развития и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстром уставании от интеллектуальной деятельности. У большинства учеников с ЗПР отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
При изучении химии, из-за наличия большого объема теоретического материала и практических упражнений, обучающиеся с ОВЗ уже после первых уроков теряют интерес к данному предмету. Как повысить познавательную активность таких школьников на уроках химии? Решение данной проблемы я нашла в использовании коррекционно-развивающих и информационных технологиях.
Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала,
- при контроле знаний,
- при закреплении,
- при обобщении и систематизации материала.
Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала. Использование в педагогической деятельности цифровых образовательных ресурсов помогает сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия.
В своей педагогической деятельности на уроках химии при изучении новой темы использую видеоролики или научные фильмы «Фосфор», «Кремний», «Углерод» — 9 класс; «Вода», «Воздух», «Кислород» — 8 класс. Время просмотра для детей с ОВЗ устанавливаю не более 10-15 минут. После просмотра ролика или фильма вместе с детьми анализируем увиденное, и основную информацию записываем в тетради.
Предмет «Химия» требует проведения достаточно большого количества лабораторных и практических работ. Но, не всегда имеется возможность проводить лабораторные опыты в реальном времени на уроке. Для этого я создала банк видео практических и лабораторных работ по химии для учащихся 8 и 9 классов. После просмотра с детьми записываем алгоритм проведённого опыта и результаты.
Так же на своих уроках использую презентации. При их помощи даю краткое изложение новой темы, что является важным элементом для обучения детей с ОВЗ. Показ презентаций даёт возможность для всего класса предоставить образцы и алгоритмы решения задач, что необходимо использовать в обучении детей с ОВЗ. Достаточное количество иллюстраций и фотографий, которые имеются в презентациях, расширяют научный кругозор и помогают обучающимся с ОВЗ иметь представление об изучаемых химических элементах (кислород, водород, фосфор, кремний, углерод и пр.), групп металлов и неметаллов, процессах (горение, взаимодействие химических элементов и пр.).
Показ презентации дает возможность при объяснении учителя включать и корректировать 2 вида памяти учащихся (зрительную и слуховую). Обучаемого легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами.
Используя на уроках компьютерные технологии, мной соблюдается смена видов деятельности, что так же влияет на успешное обучение детей с ОВЗ. Благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий уроки химии проходят интересно и результативно.
Таким образом, урок с использованием современных информационных технологий для детей с ОВЗ способствует повышению мотивации, развивает интерес к изучению предмета, способствует лучшему запоминанию учебного материала, формированию и коррекции образного представления об изучаемых химических элементах и процессах.