Сулейманова Н.А., Филинкова Т.Н., ФГБОУ ВО «УрГПУ», г. Екатеринбург
Компетентность — это интегральная характеристика личности, определяющая её особенности решать проблемы и типичные задачи, возникающие в различных сферах деятельности и реальных жизненных ситуациях на основе использования знаний и учебного опыта.
Современный уровень школьного образования предъявляет высокие требования к подготовке учителей, поэтому основной задачей педагогического вуза является обучение, развитие, воспитание личности студента и превращение его в профессионала, вооруженного знаниями, умениями и навыками в области предметной подготовки и владеющего традиционными и инновационными методами обучения.
Педагогическая подготовка при компетентностном подходе готовит студентов к педагогической, проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности с различными социальными группами.
Считаем, что способность к исследовательской деятельности и готовность её осуществлять выступает базовой, ключевой компетентностью студентов. Организация такой деятельности в условиях компетентностного обучения предполагает активную познавательную позицию, раскрытие личностных характеристик (самостоятельность, инициативность, целеустремлённость, способность к самоорганизации, самоконтролю), способствует овладению нормами коллективных взаимоотношений.
Реализация познавательно-исследовательских компетентностей при изучении химии на кафедре биологии, химии, экологии и МП ФЕФКиТ УрГПУ осуществляется по учебным программам. Для расширения и закрепления компетентностного подхода в обучении студентов нами была организована работа внеучебных часов, где участвовали студенты первого, второго и третьего курсов. Тематика была выбрана неслучайно, так как 2019 год решением Генеральной Ассамблеи ООН провозглашен годом Периодической таблицы химических элементов. Подготовка проходила в рамках импровизированного «Круглого стола». На первом заседании был определён круг вопросов, включающих теоретические доклады и проведение опытов. Самостоятельность и активность студентов при выборе вопросов показала заинтересованность и желание узнать новые факты об открытии таблицы химических элементов, а также лично провести эксперименты. Проведение первого «Круглого стола» позволило выявить недочёты как в изложении материала докладов, так и в проведении опытов, что в обсуждение с участниками было отмечено. Это было началом сочетания индивидуальной и коллективной деятельности, то есть личностных и коммуникативных компетентностей.
В продолжение формирования компетентностей, включая и профессиональные, были проведены «Круглые столы» в школах области для обучающихся 8-10 классов. Обучающиеся школ с неподдельным интересом слушали сообщения и наблюдали за опытами, задавали вопросы. Благодаря проводимым мероприятиям у обучающихся повышается интерес к естественным наукам, к профессии учителя биологии и химии, что в дальнейшем поможет сделать осознанный выбор вуза. Для студентов такое общение даёт необходимый опыт практической деятельности, приучает к ведению разносторонней внеклассной и внеурочной работы с детьми, интересующимися биологией и химией. Кроме того, студенты могут апробировать на практике в процессе живого общения с реальными учениками свои теоретические знания по химии.
Польза от проведённых мероприятий заключается и в познавательных целях в связи с тесным общением между студентами разных курсов, что повышает интерес к последующему изучению новых для них предметов, например, у первокурсников к биологической химии, аналитической химии и так далее.
Обучение по новым программам для бакалавриата в соответствии с государственным образовательным стандартом направлено на взаимодействие биологических, химических и педагогических дисциплин, что способствует развитию педагогического мышления будущего специалиста в области биолого-химического образования. Интеграция биологических и химических знаний необходима в целях формирования единой картины мира, выделения ведущих понятий межпредметного характера, усиления связей теоретического и практического материала, рассмотрения общенаучных методов познания и применения их на конкретных предметах.