Султангулова Лениана Павловна, учитель химии МАОУ-СОШ № 93, г. Екатеринбург
В 2015-2016 учебном году в основной школе началось введение нового образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, позволяющий обеспечить:
— формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
— активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
— построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющеее и на ситуацию в образовании, − это ускорение темпов развития. Возрастает объем информации, необходимость ее использования и обработки. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий и программ.
Анализ основных характеристик инновационных образовательных технологий позволил выделить специфические методы и подходы к обучению. Это прежде всего:
— проектная деятельность,
— использование ИКТ,
— личностно-деятельностный подход,
— портфолио достижений,
— здоровьесберегающие технологии.
Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании химии основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Наиболее эффективным способом достижения качественного обучения является проектно-исследовательская деятельность учащихся, в ходе которой дети начинают проектировать свою будущую жизнь, развивают способность находить нестандартные решения проблемных вопросов, учатся работать с информацией. В декабре 2019-2020 учебного года обучающиеся 9-ых классов нашего образовательного учреждения представляли свои индивидуальные исследовательские проекты по различным предметам, и среди них 10% работ были химической направленности. Результаты своих исследований учащиеся успешно представляют на научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней (ноябрь 2019 года – диплом 1 степени на региональной конференции юных исследователей природы имени академика С.С. Шварца). Организация научно-исследовательской деятельности учащихся даёт положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность даёт ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. Участие в научно-практических конференциях детей является важным элементом становления их личности. Процесс подготовки проекта позволяет самостоятельно приобретать необходимые знания на основе использования современных информационных технологий, вырабатывать умения анализировать факты, делать обобщения, выводы, представлять результаты своего труда и отстаивать собственную точку зрения. На мой взгляд, участие в конференциях является одним из способов самоутверждения. Результативность работы, увлечённость обучающихся идеей познания нового позволяет им совершенствовать и углублять свои знания, способствует развитию интереса к предмету и использованию полученных знаний в выборе профессии. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогает ребёнку учиться, направлять его познавательную деятельность. Проектная деятельность реализуется в основном во внеурочной деятельности моих учеников. Осуществлению исследовательской деятельности учащихся способствует и соответствующее материально-техническое оснащение кабинета. Расширить исследовательскую составляющую позволяет имеющаяся в кабинете химии цифровая лаборатория Архимед.
Формированию познавательного интереса у учащихся способствует и применение ИКТ с использованием мультимедийных средств. В связи с этим в 2017-2018 учебном году наше образовательное учреждение принимало участие в проекте национального центра электронного образования (НЦЭО) «Единая электронная образовательная среда» по апробации электронных учебников по химии 8 класса. Очень широко использую в своей практике интерактивные уроки на сайте «Российская электронная школа» — это информационно-образовательная среда, открывающая доступ к качественному общему образованию.
Использование программных средств на уроках химии имеет ряд достоинств: это и значительный объем материала, и наглядность его подачи, ускорение темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей. Прямо на занятиях вместе с учащимися можно совершать путешествия на производства различных химических веществ, посещать виртуальные музеи, узнавать о жизни и деятельности известных учёных-химиков, отвечать на вопросы online-тестов. Организация информационно-образовательной среды за счёт использования современных средств и технологий обучения, доступ к различным информационным ресурсам способствует обогащению содержания обучения, придаёт ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развитие их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
В условиях перехода на ФГОС происходит и переосмысление роли учителя в образовательном процессе: он становится организатором деятельности учащихся, учит учащихся учиться. Для активизации познавательного интереса учащихся я пытаюсь привлечь их к участию в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Мои воспитанники являются уже который год активными участниками и победителями олимпиад по химии на сайте Фоксфорд,, Инфоурок, Знанио, Кидолимп. В 2018-2019 учебном году команда учащихся 8 класса стала обладателем 3 места в городском турнире химиков. Уже третий год подряд вызывает интерес у детей Свердловский Химический Турнир Школьников (СХТШ), проводимый на базе Уральского Федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Во время школьной Декады наук очень интересно проходят интеллектуальные игры «У Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева», «Кто больше знает из области естествознания» и другие. Всё это повышает мотивацию у обучающихся к изучению химии.
Таким образом, движущей силой развития ученика является деятельность. Постоянное решение учебных задач выливается в систематическую самостоятельную поисковую деятельность, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М. И. Махмутову), в котором деятельностное начало соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая и должна каким-то образом развиться в результате осуществления ею этой деятельности. Тем самым достигается, как указывается в документах по Модернизации образования, новое качество образования, заключающееся в соответствии его результатов запросам индивида, формирование у школьников адекватного общечеловеческим ценностям отношения к собственной личности и окружающему миру, осознанное проявление этого отношения в деятельности, развитие индивидуальных интересов, социальной активности, что наиболее продуктивно в условиях личностно-деятельностного обучения.