Буркова Лиана Аркадьевна, учитель химии МАОУ СОШ 7 г.Первоуральск
К основным факторам, влияющим на возникновение у обучающихся устойчивого интереса к изучению химии, относятся: химический эксперимент, качество учебно-методического обеспечения, включающего как доступность учебного материала, ясность его изложения, так и качество его иллюстративного оформления, а также профессиональные качества учителя. Поддержанию такого интереса и его последующему перерастанию в мотивацию к изучению предмета способствует состояние успеха в процессе обучения, которое связано с уровнем сформированности у обучающихся знаний и способов деятельности, метапредметных понятий, универсальных учебных действий.
Известно, что деятельность обучающихся может иметь репродуктивный и продуктивный характер. В практике работы современной российской школы просматривается тенденция к переходу от репродуктивных методов обучения к продуктивным. Но практика показывает, что применение репродуктивных заданий более целесообразно и эффективно когда необходимо обеспечить быстрое и прочное формирование и автоматизацию умений и навыков, допуская некоторую формализацию процесса.
Кроме того анализ результатов ОГЭ по химии 2019 года, позволяет сделать вывод, что самые большие затруднения учащиеся испытывают в теме «Основные классы неорганических соединений». Одной из причин этих затруднений является несформированность навыков классификации неорганических веществ.
Хочу поделиться опытом работы в 8 классе при изучении темы «Основные классы неорганических соединений». Формирование навыков определения класса вещества и знание номенклатуры автоматизируем используя тренажеры. (Приложение 1).
Фрагмент большого тренажера.
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
S |
FeCl3 |
SO3 |
MnO2 |
K |
HF |
NaCl |
KOH |
Cu(NO3)2 |
N2O |
2 |
NO |
Ba(OH)2 |
K2S |
K3PO4 |
CO2 |
Fe(OH)2 |
FeCl3 |
H2 |
MgSO3 |
NaOH |
3 |
NaCl |
Na3PO4 |
HNO2 |
NO2 |
ZnSO4 |
Ba(OH)2 |
Fe(OH)3 |
CaSO4 |
Rb2O |
CaS |
4 |
HNO3 |
P |
MgBr2 |
FeSO4 |
BeO |
Fe |
H2CO3 |
Sr(OH)2 |
K3PO4 |
H2S |
5 |
Cu(OH)2 |
N2O |
LiOH |
NaNO2 |
KOH |
Li3PO4 |
HCl |
HNO3 |
Br2 |
Al2(SO4)3 |
6 |
FeCl2 |
MgF2 |
Na2S |
Al2S3 |
Cu(OH)2 |
H2SO4 |
LiOH |
Al(OH)3 |
CO2 |
BaO |
7 |
CaO |
Na3PO4 |
C |
P2O5 |
H2S |
Co2O3 |
Mn |
NO2 |
Al2O3 |
CrO3 |
8 |
CO2 |
Fe(OH)2 |
Fe(OH)3 |
KJ |
NO |
H2SO3 |
Ca3(PO4)2 |
Ba(NO3)2 |
FeSO4 |
F2 |
9 |
Na |
H2SO4 |
HBr |
Sr(OH)2 |
Fe2(SO4)3 |
NaOH |
H2CrO4 |
Na3PO4 |
ClO2 |
MgF2 |
10 |
ClO2 |
MgO |
Li3PO4 |
Si |
Zn(NO3)2 |
K2S |
Cr2O3 |
Li |
Mg(OH)2 |
SrO |
Образец выполнения заданий (Приложение 2)
Формула |
Название |
Класс вещества, аргументация ответа |
Сl2O3 |
оксид хлора(III) |
кислотный оксид, т.к. хлор-неметалл |
Сr2O3 |
оксид хрома (III) |
амфотерный оксид,т.к.хром-металл, с валентностью III |
СrO3 |
оксид хрома(VI) |
кислотный оксид, т.к. хром-металл, с валентностью VI |
NO |
оксид азота (II) |
безразличный оксид , ( исключение) |
NaOH |
гидроксид натрия (валентность натрия постоянная) |
щелочь, т.к. растворимое в воде |
Fe(OH)3 |
гидроксид железа (III) |
амфотерный гидроксид, валентность металла III |
Cu(OH)2 |
гидроксид меди (II) |
нерастворимое в воде основание, валентность металла II |
FePO4 |
фосфат железа (III) |
соль |
H3PO4 |
фосфорная кислота |
кислородосодержащая кислота |
Используем понятие валентности, т.к. по программе термины степень окисления и заряд иона появляются только при изучении темы «Химическая связь» в четвертой четверти.
В результате формируются УУД: регулятивные (умение оценивать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата. принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности),
познавательные ( умения устанавливать аналогии, классифицировать, сравнивать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи), коммуникативные (умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение).
|
Основный оксид |
Амфотерный оксид |
Кислотный оксид |
Щелочь |
Нераствор основание |
Амфотерный гидроксид |
Кислота |
Соль |
Металл |
Основный оксид |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если более активный металл вытесняет менее активный |
Амфотерный оксид |
|
|
|
|
|
|
|
Если соль-карбонат |
Если более активный металл вытесняет менее активный |
Кислотный оксид |
|
|
|
|
|
|
|
Если соль-карбонат, и оксид-SiO2 |
|
Вода
|
Если образуется щелочь |
|
Если образуется растворимая кислота |
|
|
|
|
Если соль подвергается гидролизу (в таблице растворимости θ) |
С активными металлами образуются гидроксид и водород, с металлами средней активности-оксид и водород, с малоактивными не взаимодействует |
Щелочь |
|
|
|
|
|
|
|
Если образуется осадок или аммиак |
Только Zn,Be,Al c выделением водорода |
Кислота обычная |
|
|
|
|
|
|
|
Если сильная кислота вытесняет слабую. Если образуется нерастворимая в кислотах соль. |
Если металл до водорода |
Соль |
|
Если соль-карбонат |
Если соль-карбонат, и оксид-SiO2 |
Если образуется осадок или аммиак |
|
|
Если сильная кислота вытесняет слабую. Если образуется нерастворимая в кислотах соль. |
Если образуется осадок, если это РИО. |
Если более активный металл вытесняет менее активный из соли |
Кроме того учащиеся получают возможность научиться характеризовать вещества по составу и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества, это основа для возможности составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов. (Приложение 3). Таблица «Химические свойства неорганических соединений» заполняется по мере изучения свойств оксидов, оснований, кислот и солей. При этом поле зеленого цвета – реакция протекает всегда, красного — реакция невозможна, желтого – протекает при выполнении условия. По мере изучения свойств веществ выполняются несложные химические лабораторные опыты, подтверждающие их свойства, результаты опытов фиксируются в таблице.
А вот, когда учащиеся научатся осмысленно записывать уравнения реакций, характерные для основных классов соединений, вот тогда появляется необходимость в проблемном эксперименте, в основе которого генетическая связь между классами веществ. Например, используя оксид меди(II) и перечень реактивов, получите гидроксид меди(II) или из свежеприготовленного гидроксида меди(II) выделите медь, не используя реакцию термического разложения. Применение продуктивных заданий оправдано, если содержание доступно обучающему для самостоятельных обобщений, выводов, обнаружения причинно-следственных связей. Задания разнообразные: реальный и мыслительный эксперимент. Не беда, если одну и ту же реакцию учащийся выполнит несколько раз, при этом ребята осваивают: новые варианты проведения опыта; построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных; разработку и проверку методики экспериментальной работы; проведение исследовательского эксперимента.
Список литературы.
- Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Химия» М.2017
- Кузнецова Н.Е. Химия 8класс.
- Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 году в Свердловской области