Химический эксперимент (из опыта работы по подготовке к практической части ОГЭ)

Зайцева И.Г., учитель химии, биологии, МАОУ СОШ № 16 г. Екатеринбург

Химия наука экспериментальная, а поэтому изучение химии на любом уровне не может осуществляться без соответствующей организации химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знания о химических веществах и их превращениях, позволяющий увлечь учащихся химической наукой, способствующий активизации познавательной деятельности учащихся, развивающий способность применять теоретические знания на практике.

На протяжении многих лет я веду занятия по программе дополнительного образования кружок «Химический эксперимент» для учащихся 8-9 классов. И если в 8 классе эти занятия больше нацелены на развитие интереса к науке химии, содержат много занимательных опытов, то занятия в 9 классе помогают лучше подготовиться к выпускным экзаменам. Особенно, это актуально в 2020 году, в связи с переходом на сдачу по модели-2 с реальным практическим экспериментом. Главной особенностью экзаменационного варианта 2020 года является наличие в нём двух заданий № 23 и № 24, предполагающих составление уравнений двух реакций и проведение в соответствии с ними реального химического эксперимента.  Полностью оснащенный кабинет химии, наличие необходимого оборудования и реактивов позволяет  проводить все практические работы по программе основного общего образования (и я их провожу), но занятия в кружке «Химический эксперимент» помогают учащимся, выбравшим химию для сдачи ГИА в этом учебном году  снять некий психологический барьер в выполнении заданий 23 и 24.

Задание 23  ориентировано на проверку умений планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ, описывать признаки протекания химических реакций, которые следует осуществить; составлять уравнения этих реакций. Мы разбираем подробно эти задания, а затем выполняем реальный эксперимент.

Задание 23. Дан раствор сульфата магния, а также набор следующих реактивов: цинк; соляная кислота; растворы гидроксида натрия, хлорида бария и нитрата калия. Используя только реактивы из приведённого перечня, запишите молекулярные уравнения двух реакций, которые характеризуют химические свойства сульфата магния, и укажите признаки их протекания.

 1) MgSO4 + BaCl2 = BaSO4 + MgCl2 Признак реакции: выпадение белого осадка

2) MgSO4 + 2NaOH = Mg(OH)2 + Na2SO4 Признак реакции: выпадение белого осадка

Задание 24 в экзаменационной работе органично связано по своему содержанию с заданием 23 и имеет характер реального химического эксперимента. Его выполнение требует владения не только названными выше умениями, но и умением безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием.

Надо сказать, что практические занятия помогают ребятам успешно справлять и с теоретическими вопросами: задание 17 «Чистые вещества и смеси. Техника безопасности в химической лаборатории», задание 8 «Химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов», задание 13 «Условия протекания химических реакций».

При выполнении практических работ по  теме «Основные классы неорганических веществ» учащиеся еще раз выполняют всевозможные опыты по изучению химических свойств оксидов, кислот, оснований, солей, что позволяет им закрепить теоретические знания  и справиться с заданиями 9,10,11.

Задания части 2 с развернутым ответом являются наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих 6 элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Усвоению данного материала помогают такие работы «Качественные реакции на катионы», «Качественные реакции на анионы», «Реакции ионного обмена», «Растворы. Приготовление растворов разной концентрации», «Получение газов».

Занятия в кружке позволяет построить индивидуальные образовательные маршруты. То, что ребенок не усвоил в классе при проведении практической работы, он всегда может повторить самостоятельно, проделать еще раз, закрепив материал. Наиболее заинтересованные учащиеся выбирают темы для проектов и представляют их на НПК и конкурсах различного уровня. Второй год члены кружка участвуют в городском конкурсе «Фейерверк научных опытов», где занимают призовые места.

Таким образом, занятия в кружке «Химический эксперимент» позволяет не только развивать устойчивой интерес к химии, углубить  знания по предмету, но и развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

 

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.