Полянская О.А. , МАОУ лицей №135, г. Екатеринбург
В условиях реализации новых образовательных стандартов одной из ключевых задач учителя становится формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих способность школьников к самообучению. Важнейшим принципом современной дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающийся не получает в готовом виде, а добывает его сам в результате системы познавательной деятельности с помощью универсальных учебных действий.
Современный образовательный процесс немыслим без применения эффективных педагогических технологий, содействующих развитию «умения учиться» у обучающихся. Одной из таких технологий выступает технология «кластери».
Основным приемом данной технологии выступает построение собственной модели информации об объекте на основе известных представлений и последующее ее совершенствование и наполнение по мере приобретения новых сведений. В соответствии с этим, кластер представляет собой графически оформленную совокупность смысловых единиц текстовой информации в виде многоуровневой схемы (грозди), построенной в определённом логическом порядке и отражающей взаимосвязи этих смысловых единиц и их взаимоподчинённость (иерархию).
Построение кластера на уроке выступает определенным видом проектирования графической формы распределения имеющейся информации об изучаемом объекте на основе представлений о том, как связаны между собой смысловые единицы этой информации, и соорганизации разных знаний. В связи с этим, кластер можно рассматривать как мультисценарий темы, вопроса, проблемы или раздела учебного материала.
При построении кластера, отражающего сведения о веществе (или классе веществ), на первом уровне (ярусе) необходимо выделить основные признаки (смысловые единицы) рассматриваемого объекта (состав, строение, физические и химические свойства, применение и др.). На втором уровне (ярусе) информация детализируется: указываются признаки каждой смысловой единицы и т. д. Таким образом, происходит создание так называемой грозди.
Присвоение этим смысловым единицам номеров облегчает восприятие логики изучения материала и построение плана, рассказа (с опорой на кластер) в дальнейшем.
Обычно кластер изображают на доске или отдельном листе. Он может иметь форму круга или полукруга. В случае, когда в кластере 5 и более смысловых единиц, название темы, проблемы, понятия помещают в центре, вокруг располагают суждения — крупные смысловые единицы, отражая их связи с разнообразными аргументами, фактами, примерами. Линии связей чаще всего изображают в виде стрелок-лучей, отражающих направленность информации; в некоторых случаях это могут быть две стрелки, направленные в противоположные стороны, как знак обратимости. От слов первого уровня лучи расходятся далее и далее, так происходит образование гроздевидной структуры.
Объём информации, содержащейся в кластере, может быть разным, а сама информация — различаться степенью значимости (более или менее существенная и несущественная). Крупный кластер, как правило, содержит совокупность существенной и несущественной информации, которую составитель (учащийся или учитель) почерпнул ранее — намеренно или случайно, причём эта информация может быть из любых областей знания, в том числе и гуманитарных. Важно, чтобы содержание кластера позволяло работать с ним как с источником информации и в дальнейшем.
Интересными и эффективными выступают такие виды работы обучающихся с кластерами, как: анализ готового кластера с целью укрупнения одной или нескольких гроздей, выделения новых гроздей и смысловых единиц; анализ неполного кластера, в котором не указан заглавный термин (одна или несколько смысловых единиц, одна-две грозди); составление краткого рассказа по готовому кластеру (с использованием слов, входящих в состав кластера); коррекция готового кластера; публичная презентация готового кластера (в том числе в режиме дистанционного обучения).
Среди организационных форм работы с кластерами можно выделить: индивидуальную или парную (групповую) работу на практическом занятии (возможно, с последующей публичной презентацией); в составе малой творческой группы с последующим конкурсом на лучший кластер по заданной учителем теме (например, «Классификация веществ» (8-й класс), «Нефть и её переработка» (10-й класс)); выполнение контрольного задания: составление кластера (или его фрагмента — грозди), корректировка кластера, написание короткого рассказа или ответы на вопросы с использованием готового или неполного кластера; самостоятельная работа при выполнении домашнего задания.
На уроке при составлении кластера «Классификация оксидов» (8-й класс, при изучении темы: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений») совместно с учащимися определяем признаки классификации: физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде), химические свойства (взаимодействие с другими классами веществ), биологическая роль (например, вода — жизненно важный оксид), токсичность (опасные и неопасные для живой природы оксиды), способы получения (взаимодействие простых и сложных веществ).
В ходе урока были использованы мультимедиа-презентация «Применение оксидов», таблицы, рисунки, снимки, на демонстрационном столе были представлены образцы веществ, на столах учащихся — раздаточные материалы «Оксиды в природе и жизни человека». В качестве домашнего задания обучающимся было предложено дополнить кластер, разработать грозди. На следующем уроке было предусмотрено время публичной презентации домашнего задания с привлечением самих восьмиклассников для оценивания результатов работы. Данный этап особенно важен для учащихся в целях формирования у них опыта оценивания, рефлексии и самооценки.
Следует отметить, что кластеры обучающихся, раскрывающих определенную тему, выполняющих одно и то же задание, отличаются друг от друга. Ученический кластер — это личностный результат, своё прочтение той или иной темы, вопроса, проблемы.
Практический опыт показывает, что использование приема составления кластера активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет определить индивидуальные результаты обучения, диагностировать уровень имеющихся представлений и выявить возможные области недостаточного знания. Графическое изображение логических связей между изученными фактами, явлениями, понятиями способствует систематизации и обобщению учебной информации. Составление своего и анализ готового кластера позволяют учащимся не только глубже уяснить структуру изучаемого понятия, сущность явления и проблемы, выделить главное, сформулировать выводы, но и научиться понимать точку зрения других людей, признавать право на иное мнение, учитывать или аргументировано отвергать чужое решение. Кроме того, каждый имеет возможность реализовать свой творческий замысел.
В заключение подчеркнём, что все виды и формы работы с кластерами способствуют формированию и развитию различных метапредметных умений: осуществлять анализ, синтез, систематизацию, классификацию; обобщать, выявлять причинно-следственные связи; перекодировать информацию, осуществлять само- и взаимоконтроль, самокоррекцию знаний, а также развивают монологическую речь и коммуникативные навыки.