Завьялова Ф.Д., учитель химии МАОУ «СОШ №3» с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина, ГО Ревда
Химия – наука экспериментальная, поэтому химические опыты являются главным компонентом учебного процесса. Овладеть химическими знаниями невозможно без выполнения лабораторных работ. Ученический эксперимент носит исследовательский характер и служит источником знаний.
Я считаю, что невозможно представить изучение химии без работы учащихся с реальными веществами, т.к. только при непосредственном восприятии объектов окружающего мира можно сформировать представление о многообразии веществ, усвоить правила безопасного обращения с ними.
Не секрет, что дети очень любят эффектные опыты с яркими внешними признаками, ждут появления уроков химии, рассчитывая на многочисленные эксперименты, в том числе с огнем и взрывами. В школе же химия начинается только с 8 класса, количество часов на ее изучение невелико и эксперимент чаще всего сводится к редким демонстрациям и программным практическим работам.
Поэтому в своей работе использую такую форму работы как домашний эксперимент. Домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать химию можно не только в лаборатории, но и дома, самостоятельно экспериментируя. Таким образом, домашний эксперимент влияет на формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии.
В начале 8 класса при изучении темы «Первоначальные химические понятия» ребятам предлагается провести эксперимент дома по теме «Диффузия» – растворение перманганата калия в воде и распространение запаха уксусной кислоты. Изучая понятия «Физические и химические явления», ребята получают задание провести в домашних условия опыт: карамелизация сахара и гашение соды уксусом. Опыты ребята выполняют по инструкции вместе с родителями, дети знакомятся с веществами из повседневной жизни, учатся правилам безопасного обращения с ними. Затем на уроке мы обсуждаем признаки, которыми сопровождались данные опыты, убеждаемся, что дети осуществили не только химические реакции, но и смогли пронаблюдать физические явления, учимся описывать вещества.
Учащиеся во время дистанционного обучения готовят отчеты по лабораторной работе в любой форме: письменные, видео, фотографии. В своих отчетах описывают, что делали, что наблюдали и обязательно формулируют выводы.
С большим удовольствием ребята проводят практическую работу по кристаллизации соли из раствора: выращивают красивые кристаллы медного купороса и поваренной соли.
Для учащихся 10 классов предлагается лабораторная работа «Изготовление моделей молекул углеводородов», ребята делают модели молекул органических веществ: метана, этилена, ацетилена, а также готовят устные ответы особенности строения молекул Алканов, Алкенов и Алкинов.
В 11 классе учащиеся в домашних условиях выполняют работу по жесткости воды. С помощью мыльного раствора определяют жесткую и мягкую воду, а практическим путем определяют методы устранения жесткости воды. Временную жесткость с помощью нагревания, постоянную жесткость легко устранить добавлением соды.
В целом использование домашнего эксперимента позволяет поддерживать познавательный интерес школьников к химии, формировать у них навыки работы с веществами, осуществлять связь изученного с жизнью.