Развитие познавательного интереса у обучающихся 8-9 классов на уроках химии

Багаева Мартина Сергеевна, студент, факультет естествознания, физической культуры и туризма, кафедра биологии, химии, экологии и методики их преподавания, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

КЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

Познавательный интерес, интеллект, внимание, способы обучения, дидактические игры, уроки- игры.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена развитию познавательного интереса обучающихся основной школы к учебному предмету «Химия». Представлены формы интеллекта и внимания.  Рассмотрены возрастные особенности учеников 8—9-х классов. Рассмотрены способы развития познавательного интереса учащихся к предмету «Химия».

 

Заинтересованность любым делом тесно связана с эмоциями, возникающими в ходе процесса. Так, под влиянием положительных эмоций,  у ученика возникает желание заниматься той или иной областью науки более увлеченно, чем при их отсутствии.

Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, характеризующуюся постоянным стремлением к углублению знаний [3]. Познавательный интерес — это один из важнейших мотивов учения школьников, под влиянием которого учебный процесс даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Этот мотив окрашивает эмоционально всю учебную деятельность подростка [3].

Такой интерес является подлинным интересом к науке и  может возникнуть даже из малейшей заинтересованности путем планомерной работы учителя. Выделяют 4 стадии развития познавательного интереса [4]:

  • Стадия любопытства.

На стадии любопытства ученик удовлетворяет лишь поверхностный интерес, не стремясь постичь суть.

  • Стадия любознательности.

Данная стадия характеризуется потребностью в изучении явлений и  самых важных свойств предметов. Она выражается в стремлении проникнуть за рамки материала, предусмотренного программой.

  • Стадия подлинного познавательного интереса.

На этой стадии ученик стремится к разрешению проблемного вопроса и  установлению причинно-следственных связей между интересующими его явлениями.

  • Стадия теоретического интереса.

Данный этап характеризуется формированием научных взглядов, основанных на глубоких теоретических знаниях, и выражается в стремлении применить эти знания на практике.

При развитии познавательного интереса необходимо учитывать возрастные особенности, уровень знаний по учебному предмету, форму интеллекта учащегося и наиболее удобный для него способ обучения.

Интеллект— представляет собой умственную деятельность человека, отождествленную с рассудком, разумом и интуицией. Из 10 существующих форм интеллекта учителю химии необходимо учитывать следующее [2]:

  • Вербальный интеллект.
  • Математический интеллект.
  • Визуально-пространственный интеллект.
  • Абстрактный интеллект.
  • Межличностный интеллект.

Существует три способа обучения, каждый из которых небходимо учитывать при изучении и обучении химии [2]:

  • Визуальное обучение.
  • Обучение на слух.
  • Кинестетический способ обучения—обучение через прикосновения.

Учитель химии может вызвать глубокую заинтересованность к предмету различными способами:  экскурсией на химическое предприятие, демонстрационным опытом или групповой работой с текстом. Выбор преподавателя напрямую будет зависеть от индивидуальных особенностей ученика. В таком случае возникает вопрос: «Каким образом заинтересовать весь класс?». Ответом на этот вопрос могут служить «Дидактические игры».

Дидактические игры—это вид учебных занятий, организуемых по определенным правилам и имеющих определенную структуру и систему оценивания. Принята следующая основная классификация уроков- игр [1]:

  • Уроки- обобщения.
  • Уроки- объяснения нового материала.
  • Проблемные уроки.
  • Интегрированные уроки.

Таким образом, можно сделать вывод, что познавательный интерес положительно влияет на процесс и на протекание психических процессов. Обеспечить развитие познавательного интереса можно как в ходе классных мероприятий, так и посредством экскурсий и самостоятельной работы учащихся. Только при осмыслении необходимости развития познавательного интереса учащихся, преподавательская деятельность считается осмысленной [1].

 

Список источников и литературы

  1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. — 158с.
  2. Щукина Г.И., Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2015. — 144с.
  3. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник / И.П. Подласый. — М.: Высшее образование, 2007. — 540с.
  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Антология гуманной педагогики. – Москва. Карапуз, 1998. — 218 с.
Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.