Формирующее и итоговое оценивание на уроках химии при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий

Чиликова Светлана Алексеевна, учитель химии МАОУ СОШ №197 г. Екатеринбурга

Новые стандарты в обучении направлены на формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий, необходимых для современного человека, готового к самосовершенствованию. В таких условиях оценивание процесса и результата учебной деятельности приобретает новый смысл. Задачей оценивания становится не только выявление недостатков, но и отслеживание процесса повышения качества образования. В процедуре оценивания становится важным участие всех субъектов образовательного процесса, возрастает важность взаимо- и самооценивания.  

Задачей оценивания становится не только оценка степени достижения намеченных образовательных целей, но и возможность прогноза применения в обучении тех или иных методических приёмов. Новые стандарты меняют основополагающие принципы оценивания, ориентируют его как процесс, внедрённый в повседневную образовательную практику.

Но современная действительность вносит и другие коррективы. В частности, использование дистанционных технологий в образовательном процессе в последние годы стало не только перспективным, но и необходимым в условиях повсеместно вводимых карантинных мер. Дистанционные образовательные технологии реализуются с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при которых взаимодействие между педагогами и обучающимися осуществляется опосредованно. В настоящей работе мы попытаемся показать, как были использованы положительные стороны дистанционных образовательных технологий для организации обратной связи между учителем и учениками с целью формирующего и контрольного оценивания.

Для формирующего оценивания, на наш взгляд, хорошо зарекомендовали себя сервисы Google. Например, в приложении «Документы», можно использовать «Формы» для создания опросников по усвоению учебного материала. Достоинством для учителя является простота создания, возможность формулировки вопросов в зависимости от возможностей конкретных учеников, удобство обработки полученной информации.

Преимуществом использования для ученика является возможность работы на любом устройстве, имеющем доступ к сети, отсутствие необходимости регистрации аккаунта. На фото представлены скриншоты начальной страницы опросника и страницы обработки полученных данных. Анализ показал, что вовлечёнными в процесс оказалось от 50 до 90% учеников по каждому из опросников. Также, на основе анализа результатов достаточно просто оказалось корректировать выбор методических приёмов, направленных на повышение усвоения учебной информации.

Как один из вариантов для формирующего оценивания был использован ресурс «Презентация». Ученикам определялась тема, формировались творческие группы, создавалась презентация с совместным доступом. Практика показала, что вовлечёнными в совместную познавательную деятельность оказывалось 80-100% учеников. При этом кроме предметной компетенции формировалась также и ИКТ-компетенция обучающихся.

Для итогового оценивания, по нашему опыту, наиболее удачной оказалась платформа ЯКласс. Возможность использования готовых заданий, возможность создания собственных заданий различного формата (тестовых, числовых, текстовых), возможность настроек работы (сроки прохождения, количество попыток, возможность просмотра результатов и т.п.) — все это предоставляет учителю возможность достаточно объективно оценить результат учебной деятельности, минимизировать недостоверность полученных результатов. Поскольку платформа даёт возможность прикреплять к ученику его родителя, и родитель автоматически получает уведомление о назначении ребёнку работы, оказалось возможным вовлечение в данную форму работы 85-95% обучающихся.

Итак, современные реалии, требующие от педагога выполнять учебный план в соответствии с требованиями новых стандартов обучения, предоставляют, вместе с этим, и огромные возможности. В частности, дистанционные образовательные технологии позволяют организовывать не только процесс объяснения учебного материала, но и обратную связь от ученика к учителю, а учителю, на основе анализа информации, вносить коррективы в свою методическую работу.

 

Список использованных источников:

  1. Бородкина Н.В., Тихомирова О.В. Формирующее оценивание в школе. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016.

2.Интернет-ресурс,URL:https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/formiruyushee_otcenivanie_kak_osnova_sovremennogo_ur_151910.html (режим доступа февраль 2021 г.)

3.Интернет-ресурс,https://yandex.ru/turbo/spravochnick.ru/s/pedagogika/obrazovatelnye_tehnologii/distancionnye_obrazovatelnye_tehnologii/ (режим доступа февраль 2021 г.)

  1. 4. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приёмы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016.
Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.