Сулейманова Надежда Александровна, кандидат химических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: suleymanovi@gmail.com
Филинкова Татьяна Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: filink_57@mail.ru
Грачев Сергей Викторович, специалист по учебно-методической работе кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: sergey.grachev.1997@mail.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционные образовательные технологии; дистанционное образование; электронный образовательный ресурс; биология; химия; биохимия; лабораторный практикум; видеокурс по биохимии.
АННОТАЦИЯ: В статье на примере лабораторных работ по биохимии приводится подробная характеристика видеокурса как наиболее удобной дистанционной образовательной технологии, позволяющей на высоком уровне осуществлять процесс дистанционного образования по биологическим и химическим дисциплинам.
В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией образовательный процесс на всех уровнях образования претерпел значительные изменения, которые выражаются в изменении взаимодействия между субъектами педагогического процесса, а именно в организации их опосредованного взаимодействия. В этот период наиболее актуальными стали дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ), как наиболее удобные и уместные в данных условиях средства организации обучения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Сотрудники кафедры биологии, химии, экологии и методики их преподавания, реализующие образовательную программу «Биология и химия», в сентябре 2020 года начали готовить некоторые дисциплины к реализации в условиях дистанционного образования, первой из которых стала биологическая химия. Химия и биология являются практикоориентированными науками, так как содержат в себе значительный объём практических занятий и лабораторных работ. Возникает определённая сложность при реализации данной дисциплины в дистанционном формате, поэтому важным этапом является выбор формы ДОТ для организации лабораторных занятий. Можно воспользоваться готовыми видеороликами из интернета, либо текстами лабораторных практикумов, где описано проведение опытов, а студенты должны их закончить выводами (предполагаемые визуальные изменения, продукты реакции и т.д.) и ответить на вопросы. Для решения вопроса наглядности дистанционного изучения предмета мы выбрали формат самостоятельной съёмки образовательных видеороликов, в которых содержатся краткие теоретические сведения по теме лабораторной работы и сам процесс ее выполнения. На лабораторной базе кафедры студенты третьего курса проводят демонстрационные опыты, которые записываются и монтируются сотрудником кафедры. Самостоятельная съёмка видеороликов позволяет разрабатывать курс в рамках тематического планирования, и предоставляет свободу в выборе теоретического и практического материала, в отличие от готовых роликов в сети Internet.
По мере готовности всех видеороликов их совокупность планируется объединить в видеокурс «Лабораторный практикум по биохимии».
Видеокурс «Лабораторный практикум по биохимии» преследует несколько целей.
Учебные:
- Рассмотреть общие вопросы молекулярного уровня организации живой материи.
- Изучить теоретические основы закономерностей биохимических процессов, лежащих в основе всех проявлений жизнедеятельности.
- Сформировать у студентов некоторые навыки техники проведения химического эксперимента.
- На наглядном примере познакомить студентов с особенностями протекания биохимических реакций.
Технические:
- Закрепить умения работать с компьютерными программами.
- Применять возможности сети Internet и информационно-коммуникационные технологии для реализации учебных задач.
Организационные:
- Студенты помимо очного смогут научиться организовывать своё обучения в дистанционном формате.
- В большей степени овладеют способами анализа и интерпретации визуальной информации при выполнении отчётов к лабораторным работам.
Поставленные цели позволили сформулировать задачи видеокурса «Лабораторный практикум по биохимии»:
- Расширение и углубление знаний об основных макромолекулах, входящих в состав живой материи; изучение функций и преобразований этих молекул в живом организме.
- Формирование познавательного отношения к биологическим и химическим объектам и процессам жизнедеятельности.
- Освоение некоторых аспектов техники проведения лабораторных работ.
Проанализировав «ФГОС ВО» по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и рабочую учебную программу по дисциплине «Биохимия», была определена компетенция (ПК-1 — студент способен формировать планируемые предметные результаты освоения основных и дополнительных образовательных программ на основе современных образовательных технологий), которая может быть сформирована при изучении данного видеокурса с условием применения дистанционного формата обучения. В соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Биохимия» в видеокурс включены 10 тем лабораторных работ.
Средством контроля и оценки знаний студента является отчёт, представленный в электронном формате и содержащий подробное описание теоретических основ демонстрируемых опытов, уравнения реакций, выводы. Для закрепления полученных знаний рекомендуется провести обсуждение демонстрационных опытов в формате видеоконференций.
Обобщая процесс создания видеокурса, можно сделать следующие выводы.
Видеокурс, как разновидность ДОТ, имеет определённые преимущества:
— его можно реализовать как в условиях очного, так и в условиях дистанционного образования;
— данный продукт является неограниченным по использованию, не требующим регулярного обновления базы оборудования и реактивов (значительное достоинство с точки зрения экономики организации образовательного процесса по химии);
— демонстрационные видеоопыты исключают риски возникновения непредвиденных опасных ситуаций, которые могут происходить во время проведения лабораторной работы;
— видеокурс частично подходит для обучения лиц с ОВЗ;
— скорость изучения материала устанавливается студентом самостоятельно в зависимости от его умственных способностей и обстоятельств;
— технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
— заинтересованность самих студентов участвовать в проведении лабораторной работы: создается группа из 3-5 студентов для съёмки демонстрации опытов. Это вырабатывает больший интерес к дисциплине и воспитывает коммуникативную деятельность.
У данной формы дистанционной образовательной технологии есть и свои недостатки:
— отсутствие очного взаимодействия между обучающимся и педагогом;
— невелика возможность формирования у студентов навыков работы с лабораторной посудой и реактивами, и невозможность овладения студентами техникой проведения химического эксперимента;
— необходимость наличия материально-технического оснащения с возможностью выхода в Internet у участников образовательного процесса;
В последствии мы планируем на основе данного видеокурса сделать полноценный электронный учебный курс, который будет представлять собой электронный аналог учебно-методического комплекса по дисциплине. По нашему мнению, в перспективе такой электронный курс должен стать не просто дополнительной частью, а полноценным современным методическим руководством, представляющим собой целостную ячейку дистанционного образования.
Библиографический список
- Дьячкова Т.В. Опыт применения технологии дистанционного обучения на факультете биологии, химии и экологии / Т.В. Дьячкова, И.А. Береснева. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования / Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – Ялта: 2016. – С. 137-145.
- Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. – Москва, 2020. – URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения 21.09.2020). – Текст: электронный.
- Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2020 : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]: [сайт]. – Москва, 2020 — . – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 21.09.2020). – Текст: электронный.