Особенности применения дистанционных образовательных технологий при изучении биологии и химии в вузе

Сулейманова Надежда Александровна, кандидат химических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: suleymanovi@gmail.com

Филинкова Татьяна Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: filink_57@mail.ru

Грачев Сергей Викторович, специалист по учебно-методической работе кафедры биологии, химии, экологии и МП, Факультет естествознания, физической культуры и туризма, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: sergey.grachev.1997@mail.ru

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дистанционные образовательные технологии; дистанционное образование; электронный образовательный ресурс; биология; химия; биохимия; лабораторный практикум; видеокурс по биохимии.

АННОТАЦИЯ: В статье на примере лабораторных работ по биохимии приводится подробная характеристика видеокурса как наиболее удобной дистанционной образовательной технологии, позволяющей на высоком уровне осуществлять процесс дистанционного образования по биологическим и химическим дисциплинам.

 

В связи со сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией образовательный процесс на всех уровнях образования претерпел значительные изменения, которые выражаются в изменении взаимодействия между субъектами педагогического процесса, а именно в организации их опосредованного взаимодействия. В этот период наиболее актуальными стали дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ), как наиболее удобные и уместные в данных условиях средства организации обучения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Сотрудники кафедры биологии, химии, экологии и методики их преподавания, реализующие образовательную программу «Биология и химия», в сентябре 2020 года начали готовить некоторые дисциплины к реализации в условиях дистанционного образования, первой из которых стала биологическая химия. Химия и биология являются практикоориентированными науками, так как содержат в себе значительный объём практических занятий и лабораторных работ. Возникает определённая сложность при реализации данной дисциплины в дистанционном формате, поэтому важным этапом является выбор формы ДОТ для организации лабораторных занятий. Можно воспользоваться готовыми видеороликами из интернета, либо текстами лабораторных практикумов, где описано проведение опытов, а студенты должны их закончить выводами (предполагаемые визуальные изменения, продукты реакции и т.д.) и ответить на вопросы. Для решения вопроса наглядности дистанционного изучения предмета мы выбрали формат самостоятельной съёмки образовательных видеороликов, в которых содержатся краткие теоретические сведения по теме лабораторной работы и сам процесс ее выполнения. На лабораторной базе кафедры студенты третьего курса проводят демонстрационные опыты, которые записываются и монтируются сотрудником кафедры. Самостоятельная съёмка видеороликов позволяет разрабатывать курс в рамках тематического планирования, и предоставляет свободу в выборе теоретического и практического материала, в отличие от готовых роликов в сети Internet.

По мере готовности всех видеороликов их совокупность планируется объединить в видеокурс «Лабораторный практикум по биохимии».

Видеокурс «Лабораторный практикум по биохимии» преследует несколько целей.

Учебные:

  1. Рассмотреть общие вопросы молекулярного уровня организации живой материи.
  2. Изучить теоретические основы закономерностей биохимических процессов, лежащих в основе всех проявлений жизнедеятельности.
  3. Сформировать у студентов некоторые навыки техники проведения химического эксперимента.
  4. На наглядном примере познакомить студентов с особенностями протекания биохимических реакций.

Технические:

  1. Закрепить умения работать с компьютерными программами.
  2. Применять возможности сети Internet и информационно-коммуникационные технологии для реализации учебных задач.

Организационные:

  1. Студенты помимо очного смогут научиться организовывать своё обучения в дистанционном формате.
  2. В большей степени овладеют способами анализа и интерпретации визуальной информации при выполнении отчётов к лабораторным работам.

Поставленные цели позволили сформулировать задачи видеокурса «Лабораторный практикум по биохимии»:

  1. Расширение и углубление знаний об основных макромолекулах, входящих в состав живой материи; изучение функций и преобразований этих молекул в живом организме.
  2. Формирование познавательного отношения к биологическим и химическим объектам и процессам жизнедеятельности.
  3. Освоение некоторых аспектов техники проведения лабораторных работ.

Проанализировав «ФГОС ВО» по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) и рабочую учебную программу по дисциплине «Биохимия», была определена компетенция (ПК-1 — студент способен формировать планируемые предметные результаты освоения основных и дополнительных образовательных программ на основе современных образовательных технологий), которая может быть сформирована при изучении данного видеокурса с условием применения дистанционного формата обучения. В соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Биохимия» в видеокурс включены 10 тем лабораторных работ.

Средством контроля и оценки знаний студента является отчёт, представленный в электронном формате и содержащий подробное описание теоретических основ демонстрируемых опытов, уравнения реакций, выводы. Для закрепления полученных знаний рекомендуется провести обсуждение демонстрационных опытов в формате видеоконференций.

Обобщая процесс создания видеокурса, можно сделать следующие выводы.

Видеокурс, как разновидность ДОТ, имеет определённые преимущества:

— его можно реализовать как в условиях очного, так и в условиях дистанционного образования;

— данный продукт является неограниченным по использованию, не требующим регулярного обновления базы оборудования и реактивов (значительное достоинство с точки зрения экономики организации образовательного процесса по химии);

— демонстрационные видеоопыты исключают риски возникновения непредвиденных опасных ситуаций, которые могут происходить во время проведения лабораторной работы;

— видеокурс частично подходит для обучения лиц с ОВЗ;

— скорость изучения материала устанавливается студентом самостоятельно в зависимости от его умственных способностей и обстоятельств;

— технологичность – использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

— заинтересованность самих студентов участвовать в проведении лабораторной работы: создается группа из 3-5 студентов для съёмки демонстрации опытов. Это вырабатывает больший интерес к дисциплине и воспитывает коммуникативную деятельность.

У данной формы дистанционной образовательной технологии есть и свои недостатки:

— отсутствие очного взаимодействия между обучающимся и педагогом;

— невелика возможность формирования у студентов навыков работы с лабораторной посудой и реактивами, и невозможность овладения студентами техникой проведения химического эксперимента;

— необходимость наличия материально-технического оснащения с возможностью выхода в Internet у участников образовательного процесса;

В последствии мы планируем на основе данного видеокурса сделать полноценный электронный учебный курс, который будет представлять собой электронный аналог учебно-методического комплекса по дисциплине. По нашему мнению, в перспективе такой электронный курс должен стать не просто дополнительной частью, а полноценным современным методическим руководством, представляющим собой целостную ячейку дистанционного образования.

 

Библиографический список

  1. Дьячкова Т.В. Опыт применения технологии дистанционного обучения на факультете биологии, химии и экологии / Т.В. Дьячкова, И.А. Береснева. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования / Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – Ялта: 2016. – С. 137-145.
  2. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. – Москва, 2020. – URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения 21.09.2020). – Текст: электронный.
  3. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.09.2020 : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]: [сайт]. – Москва, 2020 — . – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения 21.09.2020). – Текст: электронный.
Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.