Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МАОУ «СОШ № 29», г. Ревда
Весной, когда всех школьников перевели на дистанционное обучение, передо мной встал вопрос : «Можно ли какие-нибудь лабораторные или практические работы провести в домашних условиях?»
Для этого как нельзя лучше подошла работа «Изучение свойств мыла». Обычно я провожу ее в 10 классе при изучении моющих средств, но, подумав и немного изменив текст работы, я предложила ее ребятам для домашнего эксперимента.
Оборудование: возьмите вместо пробирок небольшие прозрачные стаканчики.
Опыт 1: «Гидролиз мыла». Приготовьте индикатор из замороженных ягод, компота или варенья (черная смородина, черника, черноплодная рябина). Для этого разморозьте ягоды, разбавьте водой варенье или возьмите готовый компот. В стаканчик с раствором хозяйственного мыла добавьте несколько капель этого индикатора. Как поменялась окраска индикатора? Почему? Что произошло? Дайте объяснения наблюдаемому явлению. Напишите уравнение гидролиза стеарата натрия (найдите информацию).
Оказалось, что для приготовления индикатора лучше подходят замороженные ягоды чем варенье. Очень хорошо видно, как самодельный индикатор меняет окраску в растворе хозяйственного мыла. Гидролиз растворов солей ученики 10 класса еще не изучали, но в этом году, при изучении этой темы я напомнила детям, как идет гидролиз стеарата натрия и почему окраска индикатора изменилась с розовой на синюю.
Опыт 2. «Отношение мыла к кислотам». Налейте в стаканчик 2 мл водного раствора обыкновенного хозяйственного мыла. Прибавьте туда несколько капель раствора уксусной кислоты (6 или 9%) до образования хлопьев.
Какое вещество выпадает в виде хлопьевидного осадка? Объясните это явление. Осталась ли мыльная пена? Составьте уравнение реакции в молекулярном виде. Почему мыло теряет моющие свойства в кислой среде?
В пробирке наблюдается образование белого аморфного осадка.
С17Н35-С=О + CH3COOH → C17H35-C=O + NaOH
| |
ONa OH
Ученики делают вывод: Уксусная кислота сильнее стеариновой кислоты, т.к. вытесняет ее в осадок.
Опыт 3. «Получение нерастворимых солей». В стаканчик налейте 1 мл раствора мыла, затем раствор сульфата меди (II) (Если есть дома медный купорос). Объясните изменения. Почему выпал осадок? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Медный купорос оказался только у нескольких учеников, но те, кто проделал этот опыт, увидели, что выпадает голубой осадок (все соли меди голубого цвета), значит, идет реакция обмена с образованием нерастворимого стеарата меди.
Опыт 4. «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств».
Жесткая вода содержит соли Са2+ и Мg 2+ . Дома соль Са2+ можно получить при действии уксусной кислоты на яичную скорлупу (CaCO3). Реакция идет не сразу, подождите минут 30 или даже больше.
В 2 стаканчика с растворами мыла и синтетического моющего средства добавьте по 1-2 мл жесткой воды (соль кальция). Что вы наблюдаете? Составьте уравнение взаимодействия CaCO3 с уксусной кислотой и хлорида кальция с мылом (стеарат натрия) в молекулярном и ионном виде. Какой раствор не утрачивает моющего действия в жёсткой воде? Почему?
1) CaCO3 + 2 CH3COOH → (CH3COO) 2Ca + H2O + CO2 (получение соли Ca2+)
Раствор СМС продолжает пениться, т.е. не теряет моющее действие.
Раствор мыла не пенится, т.е. теряет моющее действие.
2) CaCl2+2C17H35-C=O → (C17H35-C=O)2Ca + 2NaCl
| |
ONa O
Вывод: В жесткой воде хозяйственное мыло теряет моющее действие и образуется осадок, а СМС не теряет моющее действие.
Опыт 5: «Способность мыла эмульгировать жиры».
Поместите по 1 капле подсолнечного масла в 3 стаканчики с водой. Добавьте в одну из них раствор СМС, в другую — раствор мыла и энергично встряхните обе пробирки. Сравните с той пробиркой, где нет мыла и СМС. Что наблюдаете? Объясните происходящие явления. Почему раствор СМС и мыла способен уничтожать жир?
|
В 1-ой пробирке с мылом не осталось масла и образовалось мало пены. Во 2-ой пробирке с СМС не осталось масла и образовалось много пены. В 3-ей пробирке с обычной водой масло всплыло на поверхность.
Вывод: Моющий эффект СМС и хозяйственного мыла проявляется в эмульгировании масла с загрязненной и замасленной одежды, т.к. капля масла пропадает в растворе мыла и СМС, а в воде масло всплывает на поверхность.
Предложила оформить отчет о работе на двойном листочке по форме
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения |
Фотографии , рисунки |
Опыт 1 |
|
|
|
Опыт 2 |
|
|
|
Опыт 3 |
|
|
|
Опыт 4 |
|
|
|
Фотографии ученики приложили отдельными файлами.
Практическая работа имеет, конечно, явный положительный эффект, т.к. ученики видят, что некоторые опыты можно проводить в домашних условиях, можно изучить некоторые знакомые с детства вещества.