Магомедов Данил Басирович, студент 3 курса факультета естествознания, физической культуры и туризма, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
Образование в современной школе с каждым годом совершенствуется, увеличивается роль Цифровизация в образовании. Сейчас уже мало просто демонстрировать опыты ученикам, и решать задачи по химии, сейчас востребовано комплексное решение задач, (так называемое проблемное обучение и проектная деятельность), с применением множества инструментов и приборов. Эти средства обучения позволяют проводить обширные исследования и реализовывать различные проекты, но возникает вопрос, на что способны эти средства и какие из них самые лучшие.
Мы решили сравнить некоторые цифровые химические лаборатории, их возможности и доступность для образовательных учреждений.
Цифровая Лаборатория УНИТЕХ «Химия» [1]:
Предназначена для проведения лабораторных и практических работ по химии в рамках школьной общеобразовательной базовой программы 8-11 классов.
Возможность управления экспериментом с любого устройства, через Wi-Fi соединение, получение данных в режиме реального времени, и отображение их в графическом и табличном виде, возможность экспорта данных для дальнейшей обработки.
В отличие от большинства цифровых лабораторий в данную цифровую лабораторию входит не только комплект измерительных датчиков, но и функциональные устройства: Нагревательная плитка со стеклокерамической поверхностью, магнитная мешалка осуществляет бесконтактное перемешивание растворов, источник тока для электролиза растворов. Рабочая поверхность выполнена из стеклокерамики, что обеспечивает химическую стойкость, простоту и легкость по уходу за ней.
Лаборатория УНИТЕХ предназначена для работы в лаборатории.
Также вместе с лабораторией УНИТЕХ в комплекте идут методические материалы для проведения практических работ по химии для учеников старших классов.
Цифровые лаборатории ЛабДиск Химия [2]:
ЛабДиск- это инновационная мобильная лаборатория для проведения практических опытов по химии, как в лабораторных, так и в полевых условиях.
ЛабДиск специально разработан для изучения химии и биологии в школе, он также снабжен инструментом автоматического тестирования и калибровки всех датчиков, в полной комплектации их 12.
Для проведения регистрации данных в полевых условиях ЛабДиск имеет аккумулятор на 150 часов работы, графический дисплей, кнопочную клавиатуру и память на 100 000 измерений. В классе ЛабДиск может взаимодействовать с компьютером через USB-кабель или беспроводное соединение Bluetooth. Регистратор может использоваться в широком диапазоне научных экспериментов, обеспечивая 12-битное разрешение измерений.
Содержит множество датчиков: Давление газа, Датчик температуры, Барометр, колориметр, Датчик кислорода, pH-метр, Датчик освещенности и другие.
Обладает широким спектром применения, в том числе и в полевых условиях, но имеет достаточно высокую цену.
Цифровые лаборатории нового поколения Sensedisc [3]:
Имеет много схожего с ЛабДиск, у них схожий внешний вид, продолжительная автономность, и схожий функционал датчиков. Но отличительной способностью Sensedisc является возможность подбирать датчики под нужды исследования, их можно присоединять как детали конструктора на головную часть.
Цифровая лаборатория Архимед [4]:
Цифровые лаборатории «Архимед», предназначены для проведения лабораторных работ и исследований как в классе, так и в полевых условиях.
Цифровая лаборатория Архимед дает возможность организовать большое число практических работ, таких как: испарения воды наземными растениями; титрования в среде кислота/щелочь; влияния растительности на микроклимат города и другие.
В основе «Архимеда» – имеется набор цифровых датчиков, регистраторы данных, миникомпьютеры и специализированное программное обеспечение.
Научные развлечения «Цифровая Лаборатория по Химии (Базовый и профильный уровень) [5]:
Цифровая лаборатория предназначена для организации исследовательских работ учащихся, проектной деятельности в школах и учреждениях дополнительного образования.
Оборудование в наборе может использоваться при выполнении следующих лабораторных работ: Разделение смесей, Органическое топливо, Кристаллогидраты, Электролиз, Тепловой эффект реакции, Окислительно -восстановительные реакции, Скорость химической реакции, Химическое равновесие, Гидролиз.
Цифровые лаборатории позволяют автоматизировать сбор и обработку данных в экспериментах и практических занятиях по химии, способствуют формированию компетенций по обращению с цифровым оборудованием значительно повышается уровень познавательной активности у обучающихся.
С помощью современных цифровых лабораторий можно провести как уроки школьной программы, также можно использовать их в проектной и исследовательской деятельности школьников.
Оборудование цифровой лаборатории способствует повышению интереса школьников к предмету, позволяет проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и самого учителя, побуждает к творческой деятельности, давая возможность легко менять параметры измерений, что может пригодится в проектной и исследовательской деятельности.
- НПО УНИТЕХ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npounitech.ru 1
- Цифровые лаборатории ЛабДиск [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globisens.ru
- Цифровые лаборатории нового поколения Sensedisc [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sensedisc.ru
- Инновационные решения в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inovar.ru/тсо-и-специальное-оборудование/цифровые-лаборатории/item/6-цифровая-лаборатория-архимед
- Научные развлечения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nau-ra.ru/education/Basic-general/tsifrovye-laboratorii/tsifrovaya-laboratoriya-po-himii-profilnyy/