Шведова Наталья Алексеевна, студент 3 курса факультета естествознания, физической культуры и туризма, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
В современной школе наглядность играет немаловажную роль в образовательном процессе. Согласно исследованиям, уровень познавательного интереса детей значительно повышается при использовании различных видов наглядности [7]. Ранее оборудование для лабораторных работ по химии ограничивалось наличием препаратов или реактивов, из-за чего большинство лабораторных работ носило лишь описательный характер. Появление видеоматериалов по изучаемым темам не позволило полностью решить проблему, так как не дало возможности детям принимать участие в работе.
Решить эту проблему позволяет применение цифровых лабораторий. Цифровые лаборатории – это современное оборудование для проведения различных школьных исследований естественнонаучного направления. С их помощью можно провести как уроки школьной программы, так и профориентационную работу, проектную и исследовательскую деятельность. Благодаря новым измерительным приборам, которые входят в комплект цифровых лабораторий, значительно повышается наглядность изучаемого материала, как в ходе самой работы, так и при обработке результатов. Оборудование цифровой лаборатории способствует повышению интереса школьников к предмету, позволяет проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и самого учителя, побуждает к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений. Кроме того, программа для видеоанализа даёт возможность получать данные из видеофрагментов. Это позволяет исследовать и использовать в качестве примеров, как реальные жизненные ситуации, так и фрагменты учебных и популярных видеофильмов.
Цифровые лаборатории используются в учебном процессе для практических занятий и лабораторных опытов на уроках химии, организации исследовательских практикумов, учебных исследовательских проектов, как в классе, так и за его пределами. Благодаря работе с лабораториями учащиеся получают не только знания по предмету, но и навык работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования [5]. Новое поколение естественнонаучных цифровых лабораторий, позволяет организовать химический эксперимент на принципиально новом уровне, перейти к элементам научного исследования, от исключительно качественной оценки наблюдаемых явлений к системному анализу количественных характеристик, в полной мере реализовать возможности межпредметных связей с физикой, экологией, биологией, математикой и информатикой [1].
В настоящее время в школах используются следующие цифровые лаборатории:
- «Архимед» производства Fourier Systems, Inc (Израиль, www.fourier-sys.com), распространитель – Институт новых технологий (Москва, int-edu.ru);
- «L-микро» производитель «Лаборатория L-микро» (Россия, l-micro.ru);
- Цифровые лаборатории Releon (Россия, https://rl.ru);
- Цифровая лаборатория SenseDisc®Biochemistry (Санкт-Петербург, http://sensedisc.ru/);
- Цифровые лаборатории ЛабДиск производитель Глобисенс Рус (Москва, https://www.globisens.ru/)
- Цифровые лаборатории Унитех «химия» (базовый и расширенный комплекты) (Томск, http://npounitech.ru)
Учителя химии используют цифровые лаборатории, как правило, только для внеурочной деятельности школьников, в частности, для организации проектной формы работы [4,5,6,7,8]. Ограничение применения ЦЛ на уроках, по мнению действующих учителей, обусловлено следующими причинами:
- ограниченные временные рамки урока;
- отсутствие количественного химического эксперимента в базовых учебных программах;
- недостаточное внимание к проблемному, поисковому и исследовательскому эксперименту на уроках;
- недостаточная оснащенность кабинетов химии;
- использование понятий, содержание которых существенно выходит за рамки Государственного образовательного стандарта (базовый уровень).
Несмотря на указанные проблемы, число школ, в образовательный процесс которых внедряются современные технические средства обучения, в том числе и цифровые лаборатории, продолжает расти. Появляются сообщества учителей, которые активно делятся своим опытом работы, организуются экспериментальные площадки, нельзя исключать и конкурсы методических разработок, в которых можно применять цифровые лаборатории.
Сообщества для учителей:
- Сеть творческих учителей
- Сетевое педагогическое сообщество «Открытый класс»
- Интернет-педсовет
- Интернет государство учителей (ИнтерГУру)
- Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру
- letopisi.ru
Конкурсы методических разработок:
- Всероссийский конкурс «Методическая разработка педагога»
- Всероссийские конкурсы для педагогов всех предметов и классов школы
- Академия развития творчества
Наши наблюдения, анализ работы и отзывов учителей позволили выявить ряд преимуществ использования цифровых лабораторий по сравнению с традиционной формой проведения школьного химического эксперимента:
- наглядное представление результатов эксперимента в виде графиков, диаграмм и таблиц;
- возможность хранения и компьютерной обработки результатов эксперимента, измерений;
- сокращение времени эксперимента;
- возможности для индивидуализации обучения и организации проектной деятельности.
К каждым днем количество школьных предметов, в которых активно используются цифровые датчики и компьютерные методы анализа данных, всё больше растет. Раньше на уроках химии лабораторные работы часто имели качественный характер. С применением цифровых лабораторий ученики могут количественно исследовать изучаемые процессы. Демонстрационный эксперимент стал более наглядным, сопровождается измерениями и анализом данных. Опыты с опасными и непредсказуемыми веществами учитель может провести заранее и записать видеофрагмент, который затем с пояснениями можно продемонстрировать на уроке.
Опыт применения цифровых лабораторий в школах показал, что использование этого технического средства обучения нового поколения позволяет добиться высокого уровня усвоения знаний, устойчивого роста познавательного интереса учащихся при изучении химии.
Список литературы
- Апухтина Н.В., Федорова Ю.В., Панфилова А.Ю. Цифровые естественнонаучные лаборатории на уроках химии. ИТО-2007
- Енюшкина Е.А. Организация проектной деятельности учащихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. №3(3). 2011
- Зюзькевич Н.Г. Использование цифровой лаборатории «Архимед» в исследовательских работах по химии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tsifrovoy-laboratorii-arhimed-v-issledovatelskih-rabotah-po-himii/viewer (дата обращения: 30.01.2021)
- Клок Г.Д. Мастер класс «Использование цифровых лабораторий на уроках и во внеурочной деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2017/10/25/master-klass-ispolzovanie-tsifrovyh-laboratoriy-na-urokah-i-vo (дата обращения: 30.01.2021)
- Минаков Д.В. Использование цифровой лаборатории «Архимед» в образовательном процессе школы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/534732/ (дата обращения: 29.01.2021)
- Протасов Т.Н. Использование цифровой лаборатории «Архимед» в учебной и исследовательской деятельности учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/11631 (дата обращения: 29.01.2021)
- Прошина Е.Ю. Активизация познавательной деятельности учащихся с использованием интерактивных средств наглядности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivizatsiya-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-s-ispolzo-vaniem-interaktivnyh-sredstv-naglyadnosti/viewer (дата обращения: 21.12.2020)
- Цифровая лаборатория в проектной деятельности по химии (Жилин Д.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nau-ra.ru/mmso-2020/preschool/proektnaya-deyatelnost-v-sredney-shkole/chemistry/ (дата обращения: 9.02.2021)