Естественнонаучная грамотность: инструкция к применению

Матвеева Ирина Альбертовна, Почетный работник общего образования РФ, учитель химии ВКК МАОУ «СОШ №4» г. Арамиль, Свердловская область

Перед российским образованием сегодня стоит задача повышения уровня функциональной грамотности, в том числе и естественнонаучной,  у обучающихся общеобразовательной школы.   Это   предполагает  соответствующую модернизацию содержания и методов обучения  в области естественнонаучного образования в целом,  и химического в частности.

Необходимость решения этих задач вытекает из  майских (2018 г.) Указов Президента Российской Федерации В. В. Путина, согласно которым Россия к 2024 году должна войти в десятку ведущих стран мира, лидирующих по качеству общего образования.

Международная программа по оценке образовательных достижений (оценивается уровень  функциональной грамотности) учащихся PISA является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста компетенциями  для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Исследование проводится  Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development) трехлетними циклами начиная с 2000 года.

Основными составляющими функциональной грамотности являются математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая  грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями (определение, используемое в PISA).

Эксперты  PISA  выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

  • низкий — воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать  выводы при помощи основных естественнонаучных понятий;
  • средний – использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования;
  • высокий – объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Результаты исследований PISA показали, что у российских школьников слабо сформированы умения: осуществлять поиск информации по ключевым словам; анализировать процессы проведения исследований; составлять прогнозы на основе имеющихся данных; выявлять и интерпретировать научные факты и данные исследований;  интерпретировать графическую информацию; проводить оценочные расчеты и прикидки.

В этой связи для российской системы образования был предъявлен  «вызов» разработать национальный инструментарий и технологии, которые будут способствовать формированию и оценке способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач, то есть формированию функциональной грамотности, в том числе и естественнонаучной.

Ответом на этот «вызов» является инновационный проект Министерства Просвещения РФ «Мониторинг формирования функциональной грамотности», цель которого повышение качества и конкурентноспособности российского образования.

Образовательные организации субъектов РФ  активно включились в данный проект.  Не стала исключением и МАОУ «СОШ № 4» г. Арамиль. Педагоги ШМО естественнонаучного цикла с сентября 2020 г. реализуют подпроект «Методология и критерии оценки  качества естественнонаучного образования в основной общеобразовательной школе на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся».

 В «дорожной карте» проекта выделены  три  этапа:

  • Подготовительный этап (сентябрь 2020 г. – декабрь 2020 г.). Цель: научно – теоретическое обоснование проекта.
  • Основной (внедренческий) этап (январь 2021 г. – май 2023 г.) Цель: реализация проекта в ходе опытно – поисковой деятельности.
  • Заключительный (результирующий) этап (июнь 2023 г. – август 2024 г.). Цель: осуществление рефлексии деятельности участников проекта по результатам реализации опытно-поисковой деятельности.

На каждом этапе прописаны задачи, «ключевые» мероприятия, планируемый результат.

Основой проекта является модель заданий по естественнонаучной грамотности в формате PISA, которая включает в себя содержательные области (тип задания), контекст,  компетентностную область оценки,  уровень познавательных действий.

Пример задания в формате PISA. Маша и Влад в книге «Все из муки» нашли рецепт приготовления кекса. Для приготовления кекса на сгущенном молоке необходимо 8 столовых ложек муки, 4 яйца, 3 столовые ложки сахара, 3 столовые ложки сметаны, 1 банку сгущенного молока и половину чайной ложки соды. Сгущенное молоко выливают в посуду, вбивают по одному яйца, добавляют сахар, сметану, муку, соду (погасить уксусом в стакане). Все тщательно перемешивают и выливают в форму. Ставят в разогретую духовку . Как кекс зарумянится и поднимется, температуру в духовом шкафу с 200 градусов убавляют до 180 и выпекают до готовности 35-40 минут. Маша выпекала кекс   по написанному рецепту. Влад, послушав совет бабушки, внес коррективы. Он не гасил соду в стакане. Влад всыпал ее в муку и тщательно перемешал, яйца взбил с сахаром и добавил в них молоко, сметану и чайную ложку столового уксуса, а затем всыпал смесь в жидкую часть теста.

Вопросы: 1. Какое вещество способствовало поднятию кекса при выпечке? 2. Почему у Влада кекс поднялся лучше? 3. Составьте уравнение происходящей реакции.

При выполнении задания  формируем умения  у обучающихся: выбор стратегии собственных действий, способность отнести задание к определенной предметной области, применение сформированных способов действий, приблизительная оценка результата и сопоставления его со списком ответов.

Таким образом, первостепенной задачей российского образования сегодня является повышение уровня сформированности естественнонаучной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций как одной из составляющих функциональной грамотности. 

Использованные источники информации

  1. https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf (дата обращения 10.02.2021)
  2. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnyematerialya/ЕГ_2019_основные%20подходы.pdf (дата обращения 10.02.2021)
  1. http://cheburashka24.lbihost.ru/wpcontent/uploads/sites/271/2020/02/Естественнонаучная-грамотность-pdf.io_.pdf (дата обращения 10.02.2021)
  2. https://knmc.ru/sites/default/files/Приказ%20Рособрнадзора%20N%20590%2C%20Минпросвещения%20России%20N%20219%20от%200.pdf (дата обращения 10.02.2021)
Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.