Изучение качества воды из различных источников г. Первоуральска через осуществление обучающимися проектной деятельности

Мясникова Г.П., учитель химии МАОУ СОШ №5 с УИОП г.Первоуральск

Порошина Н.В., учителя химии, МАОУ СОШ №5 с УИОП г.Первоуральск

Ключевые слова: проектная деятельность, качество воды, сравнительный анализ, окружающая среда.

В современном мире важным показателем качества обучения становится сформированность ключевых компетенций, то есть наличие опыта решения жизненных проблем, практических навыков деятельности, социальных функций.  В обязанности каждого учителя теперь входит не только передача предметных знаний обучающимся, но и создание условий для личностного развития каждого школьника.

Анализируя современные учебники по химии, научную и методическую литературу, государственный образовательный стандарт, учебные программы для средних общеобразовательных учреждений, можно сделать вывод о необходимости усиления внимания к формированию у школьников экологической грамотности при изучении курса химии.

Экологическую грамотность у обучающихся можно сформировать через осуществление проектной деятельности. Например, каждый человек должен оценивать состояние окружающей среды, прогнозировать это состояние в связи со своей деятельностью, принимать экологически грамотные решения и формировать личный стиль поведения.

Формирование умений оценочного характера стало возможным при проведении проектных работ экологического содержания.  Составной частью таких работ является оценка окружающей среды, которую можно осуществить через развитие экспериментальных и исследовательских умений. Оценка состояния окружающей среды складывается из оценки различных компонентов среды: воздушного бассейна, почвы, воды и др. Для изучения одного из компонентов- воды, можно использовать кабинет химии, где есть необходимые химические реактивы, приборы и оборудование. Например, обучающимся предлагается проектная деятельность по изучению качества воды из различных источников г. Первоуральска. Данный проект будет содержать несколько основных этапов:

  1. Изучение состояния ближайших пресных водоемов города Первоуральска.
  2. Забор воды для изучения ее качеств (цвет, запах, вкус, прозрачность, pH среда, содержание примесей и др.)
  3. Анализ полученных результатов
  4. Расчет расхода и стоимости воды за сутки 1 членом семьи (в виде домашнего задания)
  5. Оформление работы и ее защита

Для изучения качества воды были взяты пробы из Волчихинского водохранилища, Верхнего пруда, Нижне-Шайтанского пруда, Пильненского пруда, реки Чусовой, речки Ельничной. Выяснили, как происходит накопление воды в водоемах. Используя критерии контроля качества воды, определили следующие показатели:

Название

Цвет

Прозрачность

Запах

(интенсивность)

Определение рН

Наличие примесей

Волчихинское водохранилище

светло-серая

прозрачная

Очень слабый

6

Присут.

Верхний пруд

светло-желтая

полупрозрачная

Очень слабый

6

Присут.

Нижне-Шайтанский пруд

светло-желтая

слабомутная

Заметный

5,5

Присут.

Пильненский пруд

светло-желтая

прозрачная

Заметный

5,5

Присут.

р.Чусовая

светло-желтая

слабомутная

Очень слабый

5,5

Присут.

р.Ельничная

светло-серая

мутная

отчетливый

5,5

Присут.

Определение качества воды производят сразу после забора пробы. Для определения, данных показателей качества, использовались методы: наблюдение, фильтрование, выпаривание, органолептический анализ, определение рН.

Для выполнения этапа работы в домашних условиях учителем предлагается вариант заполнения таблицы и вариант сравнения расходов воды в день на одного человека.

 

Личные нужды

Душ /принятие ванны

Мытье посуды

Уборка квартиры

Уборка за дом. животными

Итого

Время (мин.)

7

15

15

 

 

37

Общий объем воды (л)

17

120

21

15

10

183

Средняя стоимость воды (21 руб. за м3)

0,4

2,52

0,44

0,3

0,2

3,86

Далее проводятся сравнительный анализ расхода воды на человека и соотносится с показателями расходов жителей других городов (например, в Москве 300л, в Вене 120л, в Цюрихе 160л, в Париже 200л и др.)

После проделанной работы и полученных результатов, обучающиеся делают вывод, который можно сформулировать, ответив на следующие вопросы:

— Как вы считаете, возникнут ли в будущем проблемы обеспечения вашего города питьевой водой?

— Что лично вы можете предложить, чтобы эти проблемы не возникали?

В заключительном этапе работа оформляется и предлагается для защиты.

При выполнении данного проекта:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • значительно расширяется кругозор в предметных областях;
  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения.

Таким образом, если обучающийся справляется с проектом, можно надеяться, что в будущем он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.

 

Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.