Мясникова Г.П., учитель химии МАОУ СОШ №5 с УИОП г.Первоуральск
Порошина Н.В., учителя химии, МАОУ СОШ №5 с УИОП г.Первоуральск
Ключевые слова: проектная деятельность, качество воды, сравнительный анализ, окружающая среда.
В современном мире важным показателем качества обучения становится сформированность ключевых компетенций, то есть наличие опыта решения жизненных проблем, практических навыков деятельности, социальных функций. В обязанности каждого учителя теперь входит не только передача предметных знаний обучающимся, но и создание условий для личностного развития каждого школьника.
Анализируя современные учебники по химии, научную и методическую литературу, государственный образовательный стандарт, учебные программы для средних общеобразовательных учреждений, можно сделать вывод о необходимости усиления внимания к формированию у школьников экологической грамотности при изучении курса химии.
Экологическую грамотность у обучающихся можно сформировать через осуществление проектной деятельности. Например, каждый человек должен оценивать состояние окружающей среды, прогнозировать это состояние в связи со своей деятельностью, принимать экологически грамотные решения и формировать личный стиль поведения.
Формирование умений оценочного характера стало возможным при проведении проектных работ экологического содержания. Составной частью таких работ является оценка окружающей среды, которую можно осуществить через развитие экспериментальных и исследовательских умений. Оценка состояния окружающей среды складывается из оценки различных компонентов среды: воздушного бассейна, почвы, воды и др. Для изучения одного из компонентов- воды, можно использовать кабинет химии, где есть необходимые химические реактивы, приборы и оборудование. Например, обучающимся предлагается проектная деятельность по изучению качества воды из различных источников г. Первоуральска. Данный проект будет содержать несколько основных этапов:
- Изучение состояния ближайших пресных водоемов города Первоуральска.
- Забор воды для изучения ее качеств (цвет, запах, вкус, прозрачность, pH среда, содержание примесей и др.)
- Анализ полученных результатов
- Расчет расхода и стоимости воды за сутки 1 членом семьи (в виде домашнего задания)
- Оформление работы и ее защита
Для изучения качества воды были взяты пробы из Волчихинского водохранилища, Верхнего пруда, Нижне-Шайтанского пруда, Пильненского пруда, реки Чусовой, речки Ельничной. Выяснили, как происходит накопление воды в водоемах. Используя критерии контроля качества воды, определили следующие показатели:
Название |
Цвет |
Прозрачность |
Запах (интенсивность) |
Определение рН |
Наличие примесей |
Волчихинское водохранилище |
светло-серая |
прозрачная |
Очень слабый |
6 |
Присут. |
Верхний пруд |
светло-желтая |
полупрозрачная |
Очень слабый |
6 |
Присут. |
Нижне-Шайтанский пруд |
светло-желтая |
слабомутная |
Заметный |
5,5 |
Присут. |
Пильненский пруд |
светло-желтая |
прозрачная |
Заметный |
5,5 |
Присут. |
р.Чусовая |
светло-желтая |
слабомутная |
Очень слабый |
5,5 |
Присут. |
р.Ельничная |
светло-серая |
мутная |
отчетливый |
5,5 |
Присут. |
Определение качества воды производят сразу после забора пробы. Для определения, данных показателей качества, использовались методы: наблюдение, фильтрование, выпаривание, органолептический анализ, определение рН.
Для выполнения этапа работы в домашних условиях учителем предлагается вариант заполнения таблицы и вариант сравнения расходов воды в день на одного человека.
|
Личные нужды |
Душ /принятие ванны |
Мытье посуды |
Уборка квартиры |
Уборка за дом. животными |
Итого |
Время (мин.) |
7 |
15 |
15 |
|
|
37 |
Общий объем воды (л) |
17 |
120 |
21 |
15 |
10 |
183 |
Средняя стоимость воды (21 руб. за м3) |
0,4 |
2,52 |
0,44 |
0,3 |
0,2 |
3,86 |
Далее проводятся сравнительный анализ расхода воды на человека и соотносится с показателями расходов жителей других городов (например, в Москве 300л, в Вене 120л, в Цюрихе 160л, в Париже 200л и др.)
После проделанной работы и полученных результатов, обучающиеся делают вывод, который можно сформулировать, ответив на следующие вопросы:
— Как вы считаете, возникнут ли в будущем проблемы обеспечения вашего города питьевой водой?
— Что лично вы можете предложить, чтобы эти проблемы не возникали?
В заключительном этапе работа оформляется и предлагается для защиты.
При выполнении данного проекта:
- формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самореализации, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- значительно расширяется кругозор в предметных областях;
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения.
Таким образом, если обучающийся справляется с проектом, можно надеяться, что в будущем он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми.