Носкова Людмила Борисовна,
учитель химии, ГБОУ СПО СОМК г.Ревда
Методические рекомендации для педагогов по подготовке к ЕГЭ по химии
Цель рекомендации — помочь в подготовке обучающихся к успешной сдаче Единого государственного экзамена по химии.
Для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ необходимо:
1.Выявить число учащихся, предполагающих сдавать ЕГЭ по химии.
2 Проанализировать содержание ЕГЭ по спецификации
3.Проанализировать учебно-методическое обеспечение (учебники, дополнительная литература, сборники тестов, интернет-сайты) для подготовки учащихся к ЕГЭ.
4.Выявить уровень усвоения учащимися всех тем курса в процессе проведения пробного тестирования по материалам демонстрационной версии ЕГЭ.
- Обеспечение целеполагания и мотивации учащихся.
5.1.Сформулировать задачи для учащихся по подготовке к ЕГЭ.
5.2. Обеспечить мотивацию деятельности учащихся.
- Планирование деятельности учащихся по подготовке к ЕГЭ.
6.1.Составить календарно-тематическое планирование, отражающее темы занятий, их содержание, перечень основных знаний и умений, перечень обязательной номенклатуры. Календарно-тематическое планирование составляется с учетом количества часов и сроков, выделенных на подготовку к ЕГЭ.
6.2.Повторение материала рекомендуется осуществлять крупными тематическими блоками.
6.3. В процессе занятий рекомендуется не только повторение теоретических вопросов, но и практическая отработка материала.
6.4. При проведении занятий рекомендуется использование активных форм организации познавательной деятельности: диалоговых, групповых, практических и т.д.
- Контроль и диагностика осуществляются на каждом занятии; по завершении повторения крупных блоков; всего учебного материала в целом.
Методические рекомендации к организации занятий с выпускниками
Важнейшим умением, которое выпускнику нужно проявить на экзамене — умение организовывать свое время. Общая продолжительность работы составляет 180 минут. На каждое задание части А отводится 2-3 минуты, части В — до 5 минут, части С до 10 минут. Может возникнуть необходимость в отмене каких-либо ответов, а на это требуется определенное время. Участник экзамена не только должен решить задания, но и занести решения в чистовик, оставив время на их проверку (не менее 15 минут). Поэтому, приступая к решению теста, необходимо распределить время. Если почему-либо не удается дать ответ на вопрос задания, следует его пропустить. Потом можно будет вернуться к этому заданию и снова сделать попытку его выполнения.
Задания части А:
Например:
Раздел курса химии скорость химических реакций необходимо разобрать:
1) факторы влияющие на скорость химической реакции (концентрация, площадь поверхностного соприкосновения, катализатор, природа реагирующих веществ, температура)
2) факторы влияющие на смещение химического равновесия (давления для газообразных веществ, температура и концентрация).
Пример:
При выполнения задания с выбором ответа А обвести кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
- Скорость реакции азота с водородом понизится при:
1) уменьшении температуры
2) увеличении концентрации азота
3) использовании катализатора
4) увеличении концентрации водорода
- На смещение химического равновесия в системе N2+3H2↔2NH3+Q не оказывает влияния
- понижение температуры
- повышения давления
- удаление аммиака из зоны риска
- применение катализатора
- При увеличении давления химическое равновесие не смещается в системе:
- СО(г)+Сl2(г)=СОСl2(г)
- СО2(г)+С(тв)=2СО(г)
- 2СО(г)+О2(г)=2СО2(г)
4.С(тв)+О2(г)=СО2(г)
Т.к. объемы твердых соединений берутся за ноль.
При выполнении заданий части В многие выпускники невнимательно читают рекомендации перед блоками заданий. Так, ответом к заданиям части В1-В10 является набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби необходимо записывать в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Задания В1—В8 оцениваются двумя баллами. Если одна цифра в приведенной последовательности не является верной, такой ответ оценивается 1 баллом. Две неверные цифры в ответе оцениваются 0. Особенно необходим анализ приведенных данных при выполнении заданий, В 5 в которых ответы содержат массивы информации (названий веществ, формул). Если одно вещество, указанное в этом массиве, не подходит, не следует проверять (анализировать) остальные.
Пример:
1.Установите соответствие между названием вещества и формулами реагентов, с которыми оно может взаимодействовать.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ФОРМУЛЫ РЕАГЕНТОВ
А) гидроксид калия 1) CO2,Ca
Б) кислород 2) ZnO, HCl
В) хлор 3) Cl2, NaOH
Г) фосфор 4) Kl, HBr
5) H2SO4,Ag
А | Б | В | Г |
2 | 4 | 4 | 3 |
- Установите соответствие между исходными веществами и основным продуктом их взаимодействия.
ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ ПРОДУКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
А) Al (OH)3+NaOH (водн.р-р) 1) NaAlO2
Б) Al(OH)3+Na2O сплавл. 2) Na3 [Al(OH)6]
В) Al(OH)3+KOH сплавл. 3) KAlO2
Г) Al(OH)3+Na2CO3 сплавл. 4) K3[Al(OH)6]
А | Б | В | Г |
21 | 1 | 3 | 1 |
Следует помнить, что ответом к заданиям В6-В8 является последовательность трех цифр (а не двух или четырех), которые должны быть записаны в порядке возрастания без пробелов и других символов. В том случае, если номера записаны верные, но не в порядке возрастания (например, не 246, а 426),выпускник лишится так необходимого ему балла.
Например: Ответами к заданиям (В4-В5) является последовательность букв. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов №1 без пробелов и других символов.
В4 Из перечисленных ниже соединений с хлороводородом взаимодействуют:
1) этан 4) аланин
2) пропен 5) муравьиная кислота
3) бензол 6) b-аминопропионовая кислота
(Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания)
Ответ: 246.
В5 Метаналь может реагировать
1) N2 4) C6H5CH3
2) Ag[(NH3)2]OH 5) Na
3) C6H5OH 6) H2
Ответ: 236.
(Запишите цифры в порядке возрастания)
В структуре экзаменационной работы задания с развернутым ответом самые малочисленные (их только 5 в каждом варианте работы) и относятся к заданиям высокого уровня сложности. Они ориентированы на проверку достаточно сложных элементов содержания по общей, неорганической и органической химии. Выполнение этих заданий предполагает применение знаний в новой ситуации для:
— объяснения причин многообразия веществ и химических явлений; обусловленности свойств и применения веществ их составом и строением, взаимного влияния атомов в молекулах органических соединений; взаимосвязи неорганических и органических веществ; сущности и закономерности протекания всех видов окислительно-восстановительных реакций;
— проведения расчетов по уравнениям химических реакций и по определению молекулярной формулы веществ.
Содержание этих заданий во многих случаях ориентирует учащихся на использовании различных способов их выполнения. Тем самым выбранный способ выполнения задания может выступать в качестве показателя способности выпускника к осуществлению творческой учебной деятельности.
Не выходя за пределы «Обязательного минимума содержания образования по химии», задания с развернутым ответом предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух или более) элементов содержания из содержательных блоков «Химическая реакция», «Познание и применение веществ и химических реакций». Комбинирование проверяемых элементов содержания в этих заданиях осуществляют таким образом, чтобы уже в их условии прослеживалась необходимость последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий, выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования ответа в определенной логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится очевидным, что выполнение заданий с развернутым ответом требует особого внимания к оформлению самого ответа на вопросы, сформулированные в условии.
И, наконец, важно отметить, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, последовательно строить ответ, делать выводы и заключения, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения и т.п.
Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.
В задании С1 необходимо не просто расставить коэффициенты в уравнении окислительно-восстановительной реакции, но и завершить его, т.е. вставить пропущенные формулы.
Например:
- Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
5P2H4 + 14HIO3 ® 10H3PO4 + 7I2 + 2H2O
Определите окислитель и восстановитель.
- Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции
K2Cr2O7 + 14HI ® 2CrI3 + 3I2 +2KI+ 7H2O
Определите окислитель и восстановитель.
Особое внимание учащихся следует обратить на поведение окислителя — перманганата калия КМnО4 в различных средах. Это связано с тем, что окислительно-восстановительные реакции в КИМах встречаются не только в заданиях С1 и С2. В заданиях СЗ, представляющих цепочку превращений органических веществ нередки уравнения окисления-восстановления. В школе часто окислитель записывают над стрелкой как [О]. Требованием к выполнению таких заданий на ЕГЭ является обязательное обозначение всех исходных веществ и продуктов реакции с расстановкой необходимых коэффициентов.
Пример:
1) 3СН2=СН-СН3 +2KMnO4+4H2O 3CH3-CH(OH)- CH2(OH)+2KOH+2MnO2
2) СН2=СН-СН3 + 2КМnО4 + ЗН2SО4 СО2 + СН3СООН + 2МnSО4 + К2SО4 + 4Н2О
Следует обратить внимание на то, что в первом случае реакция окисления пропилена перманганатом калия протекает в нейтральной среде, что не приводит к разрыву двойной связи, образуется гликоль (двухатомный спирт). Окисление же пропена сильным окислителем — перманганатом калия в кислой среде — приводит к разрыву двойной связи и образованию СО2 и уксусной кислоты.
Пример:
5(СН3)2С=СН-СН3 + 6КМnО4 + 9Н2SО4 5(СН3)2С=О +5СН3СООН + 6МnSО4 +ЗК2SО4 + 9Н2О
Если в молекуле алкена атом углерода при двойной связи содержит углеводородный заместитель (например, 2-метилбутен-2), то при его окислении происходит образование кетона.
Расчетные задачи С4 предполагают проверку умения выпускников решать задачи, в которых одно из исходных веществ дано в избытке. При определении избытка исходного вещества необходимо обратить внимание на стехиометрические коэффициенты и учесть их при определении того вещества, которое находится в избытке. Расчет массовой доли вещества в растворе после реакции рационально проводить с использованием закона сохранения массы: масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ после реакции. При этом следует учитывать, что продукты реакции могут покидать сферу реакции в виде осадка или газа.
Пример:
- На нейтрализацию 7,6 г смеси муравьиной и уксусной кислот израсходовано 35 мл 20 % раствора гидроксида калия (плотность 1,20 г/мл). Рассчитайте массу уксусной кислоты и ее массовую долю в исходной смеси кислот.
HCOO+KOH=HCOOK+H2O
CH3COOH+KOH = CH3COOH+H2O
mр-ра =35*1,2=42 г
m кон =42*0,2=8,4 г n= 8.4/56= 0.15 моль
Пусть масса (CH3COOH) равна m
n(HCOOH)+ n(CH3COOH) = 0,15 моль
M(HCOOH)= 46 г/моль
m/60+ (7,6-m)/46=0,15
М(CH3COOH)= 60 г/моль
m=3,0 г (CH3COOH) в исход.смеси
w(CH3COOH)= 3,0 : 7,6= 0,395 39,5 %
Задание С5 предполагает проверку знания выпускниками общих формул классов органических соединений, умение записывать уравнения реакций в общем виде и производить расчеты, связанные с определением молекулярной формулы. Большое количество ошибок при выполнении задач С5 связано с неверным определением общей формулы дигалогенопроизводных, галогенопроизводных углеводородов. Экзаменуемые путают реакции галогенирования и гидрогалогенирования алкенов.
Пример:
- При взаимодействии предельного альдегида массой 5,8 г с избытком гидроксида меди (II) при нагревании образовалось 14,4 г осадка оксида меди (I). Установите молекулярную формулу альдегида.
СnH2nO+2Сu(OH)2 Cu2O+H2O+CnH2nO2
М (Cu2O)= 144 г/моль
n (СnH2nO) = n(Cu2O) М (СnH2nO) = 14n+16
5,8 / (14n+16) моль = 0,1 мольn(Cu2O)= 14,4/144 = 0,1 моль
n=3 n (СnH2nO) =5,8 / (14n+16) моль
Для отработки учебно-организационных умений рекомендуется часть самостоятельных или контрольных работ оформлять используя принцип ЕГЭ: А) задания с выбором ответа; В) набор цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби необходимо записывать в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами; последовательность трех цифр; С) задания с развернутым ответом.
Пример: (контрольная работа по теме «Углеводороды»
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А13) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Часть А
А1. Какие из перечисленных веществ являются гомологами метана
- C2H2
- C3H6
- C4H10
- C5H10
А2. Геометрические (цис-транс-) изомеры имеет
- 2-метилбутен-1
- пентен-2
- пропин
- бутан
А3. Длина связи углерод – углерод в алканах равна
- 0,154 нм
- 0,140 нм
- 0,132 нм
- 0,120 нм
А4. Назовите соединения CH3-C(C2H5)=C(C2H5)-CH2-CH3
- 3-этил-4метилгексен-3
- 2,3-диэтилпентен-2
- 3-метил-4-этилгексен-3
- 2,3-диэтилпентен-3
А5. При взаимодействии пропилена с водой образуется
- пропанол-1
- пропанол-2
- пропаналь
- 2-метилпропанол
А6. Межклассовыми изомерами являются
- алканы и алкены
- алкены и циклоалканы
- алкадиены и алкены
- алканы и алкины
А7. Является гомологом этина
- C4H6
- C5H10
- C3H8
- C2H4
А8. Реакциями замещения и присоединения соответственно являются:
- CH4+Cl2и C2H2+Cl2→
- CH3COONa+HCl → и C6H6+Br2
- H2SO4+Zn → и H2SO4 + CuO →
- C8H18 и C2H6 + Cl2
А9. С бромной водой взаимодействует каждое из двух веществ:
- этилен и бензол
- бутадиен-1,3 и бутан
- этан и этен
- бутин-1 и пентадиен-1,3
А10. Определите вещество В в следующей цепочке превращений:
CH2-CH=CH2 A Б B.
- 1,2-дипромпропан
- пропен
- пропан
- пропандиол-1,2
А11. В ходе реакции Лебедева бутадиен-1,3 получают из
- этанола
- этилена
- бутана
- бутена-1
А12. При гидратации пропина образуется
- пропанол-1
- пропанол-2
- пропанон
- пропаналь
А13. В соответствии с термохимическим уравнением реакции 2CH3OH+3O2=2CO2+4H2O+1452 кДж, при сгорании 16 г метанола выделится:
- 181,5 кДж
- 363 кДж
- 726 кДж
- 1452 кДж
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В4) является последовательность цифр или число, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждую цифру и запятую в записи десятичной дроби пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. |
В заданиях В1 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и каких-либо дополнительных символов. (Цифры в ответе могут повторяться) |
В1. Установите соответствие между структурной формулой вещества и названием его гомологического ряда
ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА | ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД |
а) C6H5 — CH2-CH3 | 1. алкадиены |
б) C6H5-C(CH3)2-CH2-CH3 | 2. алканы |
в) CH2=C=CH-CH3 | 3. арены |
г) CH3-CºC-CH3 | 4. алкены |
5. алкины |
А | Б | В | Г |
Ответом к заданиям В2-В4 является последовательность цифр, которые соответствуют номерам правильных ответов. Запишите эти выбранные цифры в порядке возрастания сначала в текст работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 без пробелов и других символов.
В2. Для пропена характерны:
- наличие в молекуле сопряженной электронной системы
- sp2-гибридизация всех атомов углерода
- реакция замещения
- обесцвечивания раствора MnO4
- горючесть
- хорошая растворимость в воде
Ответ: ______________________
В3. Толуол вступает в реакцию с
- аммиаком
- хлороводородом
- хлором при освещении
- аммиачным раствором оксида серебра
- хлором в присутствии катализатора AlCl3
- хлорэтаном в присутствии катализатора AlCl3
Ответ:________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
В4. И для этилена, и для ацетилена характерны:
- взаимодействие с оксидом меди (II)
- наличие σ и π-связей в молекулах
- sp2— гибридизации атомов углерода в молекуле
- реакция гидрирования
- горение на воздухе
- реакции замещения
Ответ:____________________________
(Запишите выбранные цифры в порядке возрастания).
Часть С
С1. При сжигании газообразного углеводорода с плотностью по кислороду 1,312 получено 16,8 л углекислого газа и 13,5 г воды.
Определите молекулярную формулу углеводорода.
С2. Осуществите превращения:
CaC2 →C2H2 →C2H3Br→C2H4Br2 →C2H2 →CH3-CH = O.
C3. Для нитрования 18,4 г толуола взято 50 г раствора азотной кислоты, содержащего 94,6% (по массе) кислоты. Определите массу полученного тринитротолуола, если выход продукта реакции составляет 75% от теоретически.
Пример:
Контрольная работа «Неметаллы» 11 класс
Задания уровня А
Инструкция для учащихся. При выполнении заданий уровня А (часть 1) нужно поставить знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа | ||||
А1 | 1) Электронная конфигурация 1s22s22p2 соответствует частице
|
|||
А2 | В ряду элементов азот ® кислород ® фтор увеличивается
|
|||
А3 | Степень окисления серы в соединении FeSO3 равна
|
|||
А4 | Какой из перечисленных металлов не реагирует с концентрированной серной кислотой?
|
|||
А5 | В какой из приведенных пар оба вещества реагируют с разбавленной серной кислотой?
|
|||
А6 | В качестве реагента на сульфат-ион можно использовать раствор, содержащий катионы
|
|||
А7 | Cтепень окисления азота может быть равна
|
|||
А8 | Сравните устойчивость водородных соединений азота и фосфора
|
|||
А9 | Верны ли следующие суждения о сере?
А. Сера легко взаимодействует с хлором и фтором Б. Продукт взаимодействия кислорода и серы имеет формулу SO2
|
|||
А10 | Кристаллическую структуру, подобную структуре алмаза, имеет
|
|||
А11 | Верны ли следующие суждения о серной кислоте?
А. Концентрированная серная кислота относится к водоотнимающим реагентам. Б. Разбавленная серная кислота растворяет медь, но не растворяет серебро.
|
|||
А12 | Общим свойством азота и кислорода является:
|
|||
А13 | Азотная кислота
|
|||
А14 | При взаимодействии 40 л кислорода и 40 л водорода останется в избытке
|
|||
А15 | В системе SO2 (газ) + Cl2 (газ) « SO2Cl2(газ) +Q смещение равновесия в сторону продукта реакции будет происходить при
|
|||
А16 | И сера, и кислород
|
|||