Михайлова Юлия Геннадьевна,
заместитель директора по УВР, учитель химии МБОУ «Средняя школа №1» р.п. Бисерть, Бисертский городской округ
Приемы технологии развития критического мышления на уроках химии
Технология развития критического мышления (ТРКМ) — разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление. Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.
Технология развития критического мышления — это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.
Особенности этой технологии заключаются в следующем:
- целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Что даёт ТРКМ ученику
- повышение эффективности восприятия информации
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- умение работать в сотрудничестве с другими
Что даёт ТРКМ учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
Основы методики развития критического мышления (по И.В.Муштавинской) включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:
- Стадия вызова — на этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
- Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
- Третья стадия – рефлексия или размышление. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы работы | |
I этап – стадия вызова
— актуализация имеющихся знаний — пробуждение интереса к получению новой информации — постановка учеником собственных целей обучения |
-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу
— активизация их деятельности -мотивация к дальнейшей работе |
— «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу
— делает предположения — систематизирует информацию до изучения нового материала — задает вопросы, на которые хочет получить ответы. |
— систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; — верные и неверные утверждения; — мозговая атака; — проблемные вопросы, — «толстые» и «тонкие» вопросы |
|
II этап — осмысление содержания — получение новой информации — корректировка учеником поставленных целей обучения |
направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией
постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» |
читает, слушает текст, используя активные методы чтения
делает пометки на полях ведет записи по мере осмысления новой информации |
методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун» ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
|
III этап — рефлексия — размышление, рождение нового знания — постановка учеником новых целей обучения |
— вернуть учащихся к первоначальным записям
— внести изменения — дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации |
соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | -заполнение кластеров, таблиц — установление причинно-следственных связей между блоками информации -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям — синквейн |
|
Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно. Все приёмы ТРКМ помогают развивать универсальные учебные действия обучающихся, формируют предметные, метапредметные, личностные результаты.
В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные приёмы технологии развития критического мышления, например:
8 класс «Типы химических реакций»:
Стадия вызова
Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без этого взаимодействия невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
— Чтобы вспомнить, что является предметом изучения наших предыдущих уроков, отгадайте загадку: «Она идет, она прошла! Никто не скажет, что пришла!» (Ответ: химическая реакция)
— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «реакция»? Учтите, что слова должны начинаться с букв данного слова.
Например: Р — работа Е -единение А — активность К — красота Ц — цвет И — искры Я — явление
Повторение пройденного материала (Кейс)
Вика переехала со своими родителями из другой территории. Поэтому пропустила несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашнее задание. Помогите Вике выполнить домашнее задание: заполните таблицу
Типы химических реакций | ||||
соединения | разложения | замещения | обмена | |
определение | ||||
исходные вещества | ||||
продукты реакции | ||||
схема реакции | ||||
примеры уравнений реакций |
Исходные вещества | Одно сложное вещество |
Два сложных вещества | |
Два вещества: простое и сложное | |
Два или более простых или сложных вещества |
Продукты реакции | Одно сложное вещество |
Два сложных вещества | |
Два вещества: простое и сложное | |
Два или более простых или сложных вещества |
Схемы реакций |
А + В = С |
С = А + В |
А + ВС = АС + В |
АВ + СД = АД + СВ |
1.Один дурной мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и спрятал его за пазуху. Спасаясь от преследователей, он попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Мораль: не следует брать ничего без спросу! СаО + Н2О = Са(ОН)2
2.Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают 20 – процентную серную кислоту: Zn + H2SO4 =ZnSO4 + H2↑
3.Джозеф Пристли выделял кислород, нагревая оксид ртути: 2HgO = 2Hg + O2↑Позднее Пристли обнаружил, что можно использовать и сурик: 2Pb3O4 = 6PbO + O2↑
4.Находясь долгое время на воздухе, медь покрывается пленкой малахита, образующегося по реакции 2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3. Именно этому веществу обязаны своим цветом бронзовые памятники и старые крыши городов Западной Европы.
Рефлексия
Прием “Шесть шляп критического мышления”
“Белая шляпа” —>констатируются факты по проблеме, без их обсуждения
“Желтая шляпа” —> высказываются положительные моменты
“Черная шляпа” —> группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме
“Синяя шляпа” —> проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?
“Зеленая шляпа” —> можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”
“Красная шляпа” —> группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом.
Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.
Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока.