Приемы технологии развития критического мышления на уроках химии

Михайлова Юлия Геннадьевна,

заместитель директора по УВР, учитель химии МБОУ «Средняя школа №1» р.п. Бисерть, Бисертский городской округ

Приемы технологии развития критического мышления на уроках химии

Технология развития критического мышления (ТРКМ) — разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление.  Данная технология относится к общепедагогическим, надпредметным.

Технология развития критического мышления — это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Особенности этой технологии заключаются в следующем:

  • целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
  • не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
  •  коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися;
  • объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

Что даёт ТРКМ ученику

  • повышение эффективности восприятия информации
  • повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
  • умение работать в сотрудничестве с другими

Что даёт ТРКМ учителю

  • умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества
  • возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения

Основы методики развития критического мышления (по И.В.Муштавинской) включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:

  • Стадия вызова — на этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
  • Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
  • Третья стадия – рефлексия или размышление. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы
I этап – стадия вызова

— актуализация имеющихся знаний

— пробуждение интереса к получению новой информации

— постановка учеником собственных целей обучения

-вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу

— активизация их

деятельности

-мотивация к дальнейшей работе

 — «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу

— делает предположения

— систематизирует информацию до изучения нового материала

— задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

— систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
— верные и неверные утверждения;
— мозговая атака;
— проблемные вопросы,

—  «толстые» и «тонкие» вопросы

II этап — осмысление содержания
— получение новой информации
— корректировка учеником поставленных целей обучения
направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией

постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

читает, слушает текст, используя активные методы чтения

делает пометки на полях

ведет записи по мере осмысления новой информации

методы активного чтения:
«инсерт», «фишбоун»
ведение записей типа двойных дневников, бортовых журналов
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
III этап — рефлексия
— размышление, рождение нового знания
— постановка учеником новых целей обучения
— вернуть учащихся к первоначальным записям

— внести изменения

— дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления -заполнение кластеров, таблиц
— установление причинно-следственных связей между блоками информации

-возврат к ключевым словам, верным и неверным

утверждениям
— ответы на поставленные вопросы
-организация дискуссий
-исследования по отдельным вопросам темы

— синквейн

Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно. Все приёмы ТРКМ помогают развивать универсальные учебные действия обучающихся, формируют предметные, метапредметные, личностные результаты.

В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные приёмы технологии развития критического мышления, например:

8 класс  «Типы химических реакций»:

Стадия вызова

Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без этого взаимодействия невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.

— Чтобы вспомнить, что является предметом изучения наших предыдущих уроков, отгадайте загадку: «Она идет, она прошла!  Никто не скажет, что пришла!» (Ответ: химическая реакция)

— Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «реакция»? Учтите, что слова должны начинаться с букв данного слова.

Например: Р — работа Е -единение А — активность К — красота Ц — цвет И — искры  Я — явление

Повторение пройденного материала (Кейс)

Вика переехала со своими родителями из другой территории. Поэтому пропустила несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашнее задание. Помогите  Вике  выполнить домашнее задание: заполните таблицу

  Типы химических реакций
  соединения разложения замещения обмена
определение        
исходные вещества        
продукты реакции        
схема реакции        
примеры уравнений реакций        

 

Исходные вещества Одно сложное вещество
Два сложных вещества
Два вещества: простое и сложное
Два или более простых или сложных вещества

 

 

Продукты реакции Одно сложное вещество
Два сложных вещества
Два вещества: простое и сложное
Два или более простых или сложных вещества

 

Схемы реакций
А + В = С
С = А + В
А + ВС = АС + В
АВ + СД = АД + СВ

 

1.Один дурной мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и спрятал его за пазуху. Спасаясь от преследователей, он попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Мораль: не следует  брать ничего без спросу! СаО + Н2О = Са(ОН)2

2.Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают 20 – процентную серную кислоту: Zn + H2SO4 =ZnSO4 + H2

3.Джозеф Пристли выделял кислород, нагревая оксид ртути: 2HgO = 2Hg + O2↑Позднее Пристли обнаружил, что можно использовать и сурик: 2Pb3O4 = 6PbO + O2

4.Находясь долгое время на воздухе, медь покрывается пленкой малахита, образующегося по реакции 2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3. Именно этому веществу обязаны своим цветом бронзовые памятники и старые крыши городов Западной Европы.

Рефлексия

Прием “Шесть шляп критического мышления”

“Белая шляпа” —>констатируются факты по проблеме, без их обсуждения

“Желтая шляпа” —> высказываются положительные моменты

“Черная шляпа” —> группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме

“Синяя шляпа” —> проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи?

“Зеленая шляпа” —> можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”

“Красная шляпа” —> группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом.

Современное общество заинтересованно в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Технология развития критического мышления позволяет реализовать эти задачи через включение в урок разнообразных методов и приёмов, которые могут быть применены в различных предметных областях.

Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока.

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *