Битерева Светлана Александровна, учитель химии МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги
В связи с переходом на ФГОС ООО учителю необходимо изменить свое отношение к результатам образования, содержанию, технологиям проведения уроков, способам оценки результатов. Меняется структура урока, деятельность обучающихся, способы оценки, виды деятельности. Я отдаю предпочтение проблемно-диалоговому обучению и активным формам преподавания. Конспект одного из уроков по теме «Серная кислота» в 9 классе предлагаю на обсуждение коллег.
Урок в 9 классе по теме «Серная кислота».
Цели:
1)предметные: создать условия для знаний о строении, свойствах серной кислоты;
2)метапредметные: продолжить формирование умений использовать полученные знания для выполнения заданий;
3)личностные: расширить кругозор обучающихся, умения работать в парах, работать над приобретением навыков сотрудничества.
Метапредметные и личностные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия: сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать(работать с учебником, лабораторным оборудованием);
коммуникативные: формировать умения работать в парах, речевую деятельность.
Оборудование: наборы шаростержневых моделей, пробирки, спиртовки, держатели, спички; реактивы: магний, оксид меди(2), гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планирование результатов |
1.Организационный момент. | Учитель приветствует детей. | Дети демонстрируют готовность к уроку. | |
2.Актуализация знаний. | Предлагает определить тему урока, описывая признаки, физические свойства, значение вещества в химической промышленности: сложное вещество, при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток. Это вещество известно алхимикам в 10 веке.
Это тяжелая маслянистая жидкость. Является «хлебом» химической промышленности.
|
Дети называют вещество, определяют тему урока. | Познавательные: выдвигают гипотезы, регулятивные: определяют тему, личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание, желание больше познать, коммуникативные: планируют учебную деятельность. |
3.Постановка учебной задачи. | Задает вопрос о том, к какому классу относится данное вещество, просит перечислить общие свойства, характерные для данного класса веществ, сформулировать проблему. | Обучающие определяют класс веществ, перечисляют общие свойства, формулируют проблему (обладает ли серная кислота общими свойствами кислот?) и определяют пути решения. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для ответа на вопрос, регулятивные: корректируют свои знания, личностные: оценивают собственную учебную деятельность, коммуникативные: развивают учебную деятельность. |
4.Организация и самоорганизация обучающихся. | 1)Предлагает ученикам записать молекулярную формулу серной кислоты, а затем построить структурную и электронную формулы. Определить тип химической связи.
2)Предлагает собрать молекулу кислоты. 3)Предлагает поработать с текстами(приложение №1)физические свойства и применение серной кислоты.
4)Демонстрирует опыт получение разбавленной кислоты из концентрированной. 5)Проводит инструктаж по технике безопасности. Предлагает провести исследование химических свойств сенной кислоты, используя оборудование и реактивы, стоящие на столах.
6)Проводит качественную реакцию на сульфат ионы. |
1)Ученики строят структурную и электронную формулы, определяют тип химической связи.
2)Дети собирают модель. 3)Обучающиеся работают в парах, читают тексты и составляют схемы на альбомных листах маркерами, выступают, делают вывод об особенности физических свойств и применении серной кислоты. 4)Записывают правило в тетрадь: кислота льется к воде! 5)Ученики повторяют правила техники безопасности и переходят к исследованию химических свойств серной кислоты. Результаты записывают в таблицу(приложение №2). Делают вывод о том, что для серной кислоты характерны общие свойства кислот. 6)Записывают в тетрадь уравнение реакции и признаки. |
Познавательные: работа с текстом, построение моделей, схем, личностные: оценивают собственную учебную деятельность, коммуникативные: развивают умение работать в парах, речевую деятельность. |
5.Подведение итога. | Предлагает вспомнить поставленную проблему и пути ее решения, спрашивает, решили ли в процессе урока поставленную проблему. | Обучающие делают вывод, о том как они решили данную проблему в процессе урока проведя исследование свойств кислоты. | Регулятивные: корректируют и оценивают свои знания, коммуникативные: развивают речевую деятельность. |
6.Рефлексия. | 1)Проводит рефлексию, предлагает ученикам закончить предложение.
2)Собирает таблицы(приложение №2) |
1)Ученики поднимают руку и заканчивают предложение.
2)Ставят самооценку за работу на уроке. 3)Сдают таблицы. |
Личностные: самоанализ, регулятивные: корректируют свою деятельность, коммуникативные: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности. |
7.Домашнее задание. | Параграф 22 на пересказ, на выбор презентация или сообщение о применении серной кислоты. | Обучающиеся записывают домашнее задание. |
Приложение № 1
Физические свойства. Серная кислота — это тяжелая маслянистая жидкость без цвета и запаха, гигроскопична хорошо растворяется в воде. При растворении концентрированной серной кислоты в воде выделяется большое количество тепла, поэтому ее надо осторожно приливать в воду (а не наоборот ) и перемешивать раствор.
Применение
- в обработке руд, особенно при добыче редких элементов, в том числе урана, иридия, циркония, осмия и т. п.;
- в производстве минеральных удобрений;
- как электролит в свинцовых аккумуляторах;
- для получения различных минеральных кислот и солей;
- в производстве химических волокон, красителей, дымообразующих и взрывчатых веществ;
- в нефтяной, металлообрабатывающей, текстильной, кожевенной и др. отраслях промышленности;
- в пищевой промышленности — зарегистрирована в качестве пищевой добавки E513 (эмульгатор);
- в промышленном органическом синтезе в реакциях:
- дегидратации (получениедиэтилового эфира, сложных эфиров);
- гидратации (этанолиз этилена);
- сульфирования (синтетические моющие средстваи промежуточные продукты в производстве красителей);
- алкилирования (получениеизооктана, полиэтиленгликоля, капролактама) и др.
- Для восстановления смол в фильтрах на производстве дистилированной воды.
Мировое производство серной кислоты ок. 160 млн тонн в год. Самый крупный потребитель серной кислоты — производство минеральных удобрений. На P₂O₅ фосфорных удобрений расходуется в 2,2-3,4 раза больше по массе серной кислоты, а на (NH₄)₂SO₄ серной кислоты 75 % от массы расходуемого (NH₄)₂SO₄. Поэтому сернокислотные заводы стремятся строить в комплексе с заводами по производству минеральных удобрений.
Приложение № 2
Результаты исследования
Вещества | Уравнения реакций, признаки |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |