Урок в 9 классе по теме «Серная кислота»

Битерева Светлана Александровна, учитель химии МКОУ СОШ № 10 р.п. Верхние Серги

В связи с переходом на ФГОС ООО учителю необходимо изменить свое отношение к результатам образования, содержанию, технологиям проведения уроков, способам оценки результатов. Меняется  структура урока, деятельность обучающихся, способы оценки, виды деятельности. Я отдаю предпочтение проблемно-диалоговому  обучению и активным формам преподавания. Конспект одного из уроков по теме «Серная кислота» в 9 классе предлагаю на обсуждение коллег.

Урок  в 9 классе по теме «Серная кислота».

Цели:

1)предметные: создать условия для знаний о строении, свойствах серной кислоты;

2)метапредметные: продолжить формирование умений использовать полученные знания для выполнения заданий;

3)личностные: расширить кругозор обучающихся, умения работать в парах, работать над приобретением навыков сотрудничества.

Метапредметные и личностные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия: сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать(работать с учебником, лабораторным оборудованием);

коммуникативные: формировать умения работать в парах, речевую деятельность.

Оборудование: наборы шаростержневых моделей, пробирки, спиртовки, держатели, спички; реактивы: магний, оксид меди(2), гидроксид натрия, карбонат калия, хлорид бария.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Планирование результатов
1.Организационный момент. Учитель приветствует детей. Дети демонстрируют готовность к уроку.  
2.Актуализация знаний. Предлагает определить тему урока, описывая признаки, физические свойства, значение вещества в химической промышленности: сложное вещество, при диссоциации которого образуются атомы водорода и кислотный остаток. Это вещество известно алхимикам в 10 веке.

Это тяжелая маслянистая жидкость. Является «хлебом» химической промышленности.

 

Дети называют вещество, определяют тему урока. Познавательные: выдвигают гипотезы, регулятивные: определяют тему, личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание, желание больше познать, коммуникативные: планируют учебную деятельность.
3.Постановка учебной задачи. Задает вопрос о том, к какому классу относится данное вещество, просит перечислить общие свойства, характерные для данного класса веществ, сформулировать проблему. Обучающие определяют класс веществ, перечисляют общие свойства, формулируют проблему (обладает ли серная кислота общими свойствами кислот?) и определяют пути решения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для ответа на вопрос, регулятивные: корректируют свои знания, личностные: оценивают собственную учебную деятельность, коммуникативные: развивают учебную деятельность.
4.Организация и самоорганизация обучающихся. 1)Предлагает ученикам записать молекулярную формулу серной кислоты, а затем построить структурную и электронную формулы. Определить тип химической связи.

2)Предлагает собрать молекулу кислоты.

3)Предлагает поработать с текстами(приложение №1)физические свойства и применение серной кислоты.

 

 

 

 

 

4)Демонстрирует опыт получение разбавленной кислоты из концентрированной.

5)Проводит инструктаж по технике безопасности. Предлагает провести исследование химических свойств сенной кислоты, используя оборудование и реактивы, стоящие на столах.

 

 

 

 

6)Проводит качественную реакцию на сульфат ионы.

1)Ученики строят структурную и электронную формулы, определяют тип химической связи.

2)Дети собирают модель.

3)Обучающиеся работают в парах, читают тексты и составляют схемы на альбомных листах маркерами, выступают, делают вывод об особенности физических свойств и применении серной кислоты.

4)Записывают правило в тетрадь: кислота льется к воде!

5)Ученики повторяют правила техники безопасности и переходят к исследованию химических свойств серной кислоты. Результаты записывают в таблицу(приложение №2). Делают вывод о том, что для серной кислоты характерны общие свойства кислот.

6)Записывают в тетрадь уравнение реакции и признаки.

Познавательные: работа с текстом, построение моделей, схем, личностные: оценивают собственную учебную деятельность, коммуникативные: развивают умение работать в парах, речевую деятельность.
5.Подведение итога. Предлагает вспомнить поставленную проблему и пути ее решения, спрашивает, решили ли в процессе урока поставленную проблему. Обучающие делают вывод, о том как они решили данную проблему в процессе урока  проведя исследование свойств кислоты. Регулятивные: корректируют и оценивают свои знания, коммуникативные: развивают речевую деятельность.
6.Рефлексия. 1)Проводит рефлексию, предлагает ученикам закончить предложение.

2)Собирает таблицы(приложение №2)

1)Ученики поднимают руку и заканчивают предложение.

2)Ставят самооценку за работу на уроке.

3)Сдают таблицы.

 Личностные: самоанализ, регулятивные: корректируют свою деятельность, коммуникативные: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности.
7.Домашнее задание. Параграф 22 на пересказ, на выбор  презентация или сообщение о применении серной кислоты. Обучающиеся записывают домашнее задание.  

Приложение № 1

Физические свойства. Серная кислота — это тяжелая маслянистая жидкость без цвета и запаха, гигроскопична хорошо растворяется в воде. При растворении концентрированной серной кислоты в воде выделяется большое количество  тепла, поэтому ее надо осторожно приливать в воду (а не наоборот ) и перемешивать раствор.

 

Применение

  • в обработке руд, особенно при добыче редких элементов, в том числе урана, иридия, циркония, осмия и т. п.;
  • в производстве минеральных удобрений;
  • как электролит в свинцовых аккумуляторах;
  • для получения различных минеральных кислот и солей;
  • в производстве химических волокон, красителей, дымообразующих и взрывчатых веществ;
  • в нефтяной, металлообрабатывающей, текстильной, кожевенной и др. отраслях промышленности;
  • в пищевой промышленности — зарегистрирована в качестве пищевой добавки E513 (эмульгатор);
  • в промышленном органическом синтезе в реакциях:
    • дегидратации (получениедиэтилового эфира, сложных эфиров);
    • гидратации (этанолиз этилена);
    • сульфирования (синтетические моющие средстваи промежуточные продукты в производстве красителей);
    • алкилирования (получениеизооктана, полиэтиленгликоля, капролактама) и др.
    • Для восстановления смол в фильтрах на производстве дистилированной воды.

Мировое производство серной кислоты ок. 160 млн тонн в год. Самый крупный потребитель серной кислоты — производство минеральных удобрений. На P₂O₅ фосфорных удобрений расходуется в 2,2-3,4 раза больше по массе серной кислоты, а на (NH₄)₂SO₄ серной кислоты 75 % от массы расходуемого (NH₄)₂SO₄. Поэтому сернокислотные заводы стремятся строить в комплексе с заводами по производству минеральных удобрений.

Приложение № 2

                                       Результаты исследования

Вещества Уравнения реакций, признаки
1.  
2.  
3.  
4.  

 

Запись опубликована в рубрике Третья конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *