Марасанова Лариса Юрьевна, учитель химии МКОУ «СОШ № 1», г. Ревда
Целью модернизации российского образования является получение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития. Для достижения этой цели перед школой поставлены ряд задач, одной из которых является формирование прозрачной, объективной, независимой системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся. Этим требованиям отвечает урок-зачет в форме Общественного смотра знаний.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить. Проведение таких уроков выбрано мною, потому что они позволяют обучающимся, участвующим в зачёте, ещё раз осмыслить основополагающие принципы химии. Характерной чертой является непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. В работе происходит социализация личности, формируются коммуникативные умения, создаются условия для развития познавательной самостоятельности и интеллектуальных способностей.
Кроме того, общественный смотр знаний может служить одним из способов подготовки учащихся к итоговой аттестации, т.к. некоторые цели такого зачёта совпадают с целями ОГЭ и ЕГЭ. Во-первых — проверка знаний осуществляется не ведущим уроки учителем, а независимой комиссией, во-вторых — нестандартная ситуация, в-третьих — разный уровень сложности предлагаемых заданий, в-четвёртых — на таком уроке присутствуют в качестве наблюдателей гости, члены родительского комитета класса.
На зачете я использую задания репродуктивного и творческого характера. Они дают возможность проверить знание терминологии, определения классов химических веществ, умение различать вещества данных классов по формулам, составлять формулы веществ и давать названия по алгоритму, понимать зависимость свойств веществ от их состава, сравнивать вещества разных классов по составу и прогнозировать свойства, а также по свойствам определять принадлежность веществ к определенным классам. Задания творческого уровня показывают на сколько учащиеся умеют видеть проблему в необычной ситуации и предлагают варианты ее решения, используя полученные знания и способы действий.
В 8 классе я провожу два Общественных смотра знаний. Первый — после изучения тем «Простые вещества» и «Соединения химических элементов», второй – после изучения тем «Изменения, происходящие с веществами» и «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». В 10 классе такой зачёт 1 раз в год по теме «Углеводороды». Занятия проводят учащиеся старших классов, присутствуют и участвуют в проверке работ учителя школы и родители, используя образцы верных ответов. Родители видят результаты своих детей, работу учащихся старших классов и учителя, затем выступают на родительских собраниях, где делятся впечатлениями о посещённом уроке.
Подготовка к Общественному смотру знаний начинается с работы со старшеклассниками, работающими на зачёте. Им необходимо повторить учебный материал, выделить главное, составить вопросы и ответы. Ребятам, сдающим зачет, за 1-2 недели сообщаются блоки, включенные в проверку. Я как учитель исполняю роль организатора и консультанта в деятельности учеников, готовлю всё необходимое к смотру знаний: список учащихся класса, ведомости с баллами за задание, оценки за зачёт согласно выработанным критериям. По итогам смотра знаний в классный журнал выставляю несколько оценок.
Школа сегодня рассматривается как современная система оценки качества образования. Актуальным вопросом становится независимая проверка знаний школьников. Одной из задач является формирование механизмов оценки качества образовательных услуг. Думаю, что контроль, проведённый таким образом создаёт условия для дальнейшего обучения, и способствует формированию прозрачной оценки образовательных достижений учащихся.