Черепанова Е.Н., учитель химии МАОУ СОШ №12 г. Первоуральска
Есть просто храм, есть храм науки.
А есть еще природы храм–
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
С. Смирнов
В настоящее время экология является для людей значимой, она тесно связана с понятием «жизнь». Если 20 лет назад экологические проблемы всплывали и озвучивались только в результате каких-либо катастроф, то сейчас с каждым годом они все более острее и очевиднее. Понятие «экологии» вводится на уровне детского сада, в школе изучается предмет «Экология». Всем известно, что основными экологическими проблемами являются загрязнение атмосферного воздуха, природных водоемов, почвы, образование и накопление отходов.
Кто же наносит вред природе? Об этом знают не только дети, но и взрослые: основными загрязнителями окружающей среды являются промышленные предприятия, даже если они оснащены мощными очистительными сооружениями.
Но редко кому из нас приходит в голову мысль, что вредителями природы являемся и мы, жители этого города. Например, некоторые люди, являясь примерными хозяевами своего садового участка, покидая его пределы, без угрызений совести выбрасывают мусор в несанкционированные свалки. Выходя из автобуса, люди, не задумываясь, выбрасывают на тротуар билеты. После пикников компании отдыхающих оставляют пластиковые бутылки, консервные банки, остатки пищи и т.п. Одним майским днем я со своей семьей решила отдохнуть на берегу реки Чусовая в районе Сажинского моста. К сожалению, отдых не удался, не нашли ни одного чистого места. А маленькие речушки, протекающие рядом с коллективными садами и частным сектором, как правило, загрязнены нефтепродуктами вследствие мойки автомобилей. К сожалению, автовладельцы считают чистоту собственного автомобиля дороже окружающей их среды и такой всем нужной воды.
К сожалению, дети думают так же, как взрослые. Все знают, что такое плохо и как действовать правильно. Почему мы, взрослые, и наши дети делают не так, как верно, чтобы не навредить природе, а наоборот, улучшить состояние окружающей нас среды? Может быть, потому, что у современных детей отсутствует умение любоваться красотой природы, нет сопереживания, сочувствия и желания оказать помощь природе?
Поэтому я считаю, что одной из главных задач образовательного учреждения является воспитание человека экологически грамотного. В первую очередь надо научить детей видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное. Одним словом, дети должны воспринимать окружающий мир как свой дом, о котором надо заботиться.
Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи является участие в конкурсах и проектах экологической направленности. В процессе подготовки и создания проекта дети, рассматривая и изучая большой объем материала, глубоко вникают в поставленные проблемы и задачи. Не только ищут и находят пути их решения в литературе или Интернете, но и предлагают свои. Особенно интересна и необычна практическая часть проекта. Это и результаты анкетирования одноклассников, и видеофильмы, демонстрирующие красоту окружающего мира, на фоне которой свалки мусора, трубы с черным дымом, грязные водоемы и модели одежды, созданные из отходов потребления и др.
Итогом всей проектно-исследовательской работы, как правило, являются не только сформулированные в конце проекта выводы и предложения, но и изменение экологического мировоззрения детей. Эти дети прислушиваются в лесу к голосам птиц, любуются красками заката, слышат музыку родника, ощущают запах травы — одним словом, чувствуют жизнь.
Как сказал литературный критик и публицист Д. И. Писарев «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор… прочтены только первые страницы.»
Если хотя бы несколько моих учеников научатся следить за чистотой вокруг себя и подадут пример для младших братьев и сестер или сделают замечание взрослым, буду считать миссию этого проекта и своей работы с детьми выполненной.