Новые технологии как ресурс развития универсальных учебных действий обучающихся

Полянская Ольга Анатольевна, учитель химии МАОУ лицей №135, г.Екатеринбург

В условиях  введения новых образовательных  стандартов одной из ключевых задач учителя становится формирование и развитие универсальных учебных действий, обеспечивающих способность школьников к самообучению. Важнейшим принципом современной дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание обучающийся не получает в готовом виде, а добывает его  сам в результате системы  познавательной деятельности  с помощью универсальных учебных действий. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  в качестве результатов обучения школьников можно обозначить:

 в личностном плане – умение управлять своей деятельностью;

 в метапредметном — использование навыков различных видов деятельности, методологии познания;

 в предметном – умение классифицировать изучаемые объекты и явления, делать выводы и умозаключения из наблюдений и опытов, прогнозировать свойства неизученных объектов (веществ) по аналогии с изученными.

Современный образовательный процесс немыслим без применения  эффективных педагогических технологий, содействующих развитию «умения учиться» у обучающихся. Одной из таких технологий выступает технология «кластери».

Основным приемом данной технологии выступает построение собственной модели информации об объекте на основе известных представлений и последующее ее совершенствование и наполнение по мере приобретения новых сведений. В соответствии с этим, кластер представляет собой графически оформленную совокупность смысловых единиц текстовой информации в виде многоуровневой схемы (грозди), построенной в определённом логическом порядке и отражающей взаимосвязи этих смысловых единиц и их взаимоподчинённость (иерархию).

 Построение кластера на уроке выступает определенным видом проектирования графической формы распределения имеющейся текстовой информации об изучаемом объекте на основе представлений о том, как связаны между собой смысловые единицы этой информации, и соорганизации разных знаний. В связи с этим, кластер можно рассматривать как мультисценарий темы, вопроса, проблемы или раздела учебного материала.

Так, при построении кластера, отражающего сведения о веществе (группе или классе), на первом уровне (ярусе)  необходимо выделить основные  признаки (смысловые единицы) рассматриваемого объекта: состав, строение, физические и  химические свойства, применение,  получение, нахождение в природе, биологическая роль, история открытия (изучения). На втором уровне (ярусе) информация детализируется: указываются признаки каждой смысловой единицы и т. д. Таким образом, происходит создание так называемой грозди.

     Присвоение этим смысловым единицам номеров облегчает восприятие логики изучения материала и построение плана, рассказа (с опорой на кластер) в дальнейшем.

Обычно кластер изображают на отдельном листе. Он может иметь форму круга или полукруга. В случае, когда в кластере 5 и более смысловых единиц, название темы, проблемы, понятия помещают в центре, вокруг располагают суждения — крупные смыс­ловые единицы, отражая их связи с разнообразными аргументами, фактами, примерами. Линии связей чаще всего изображают в виде стрелок-лучей, отражающих направ­ленность информации; в некоторых случаях это могут быть две стрелки, направленные в противоположные стороны, как знак обратимости. От слов первого уровня лучи расходятся далее и далее, так происходит образование гроздевидной структуры.

Если кластер содержит всего 2-3 смысловые единицы, то он будет иметь форму по­лукруга. В этом случае составлять его начинают от верхней кромки листа.

Объём информации, содержащейся в кластере, может быть разным, а сама информа­ция — различаться степенью значимости (более или менее существенная и несуще­ственная). Крупный кластер, как правило, содержит совокупность существенной и не­существенной информации, которую составитель (учащийся или  учитель) почерпнул ра­нее — намеренно или случайно, причём эта информация может быть из любых областей знания, в том числе и гуманитарных. Важно, чтобы содержание кластера позволяло рабо­тать с ним как с источником информации и в дальнейшем.

Интересными  и полезными выступают  следующие виды работы обучающихся с кластерами:

  • составление нового кластера (в том числе по готовому простому или развёрнутому плану);
  • составление краткого рассказа по готовому кластеру (с использованием слов, входящих в состав кластера);
  • составление простого и развёрнутого плана темы, изложение проблемы, характеристика вещества, группы или класса веществ по готовому кластеру;
  • коррекция готового кластера;
  • анализ готового кластера с целью укруп­нения одной или нескольких гроздей, выделения новых гроздей и смысловых единиц;
  • анализ неполного кластера, в котором не указан заглавный термин (одна или не­сколько смысловых единиц, одна-две грозди), и определение этого термина (единиц, гроздей);
  • публичная презентация готового кластера (в том числе в режиме ограниченного времени).

Среди организационных форм работы с кластерами можно выделить:

  • индивидуальную или парную (групповую) работу на практическом занятии (возможно, с последующей публичной презентацией; роль учителя — консультант или ведущий);
  • в составе малой творческой группы с последующим конкурсом на лучший кластер по заданной учителем теме (например, «Классификация веществ» (8-й класс), «Нефть и её переработка» (10-й класс));
  • выполнение контрольного задания: составление кластера (или его фрагмента — грозди), корректировка кластера, написание короткого рассказа или ответы на вопросы с использованием готового или неполного кластера;
  • совместно с учителем на уроке (фронтальная работа при ведущей роли учителя);
  • самостоятельная работа при выполнении домашнего задания.

На уроке  при составлении кластера  «Классификация оксидов» (8-й класс, изучаемая тема: «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений»)  совместно с учащимися определяем признаки классификации: физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде), химические свойства (взаимодействие с другими классами веществ),  биологическая роль (например, вода — жизненно важный оксид), токсичность (опасные и неопасные для живой природы (например, оксиды серы и азота при попадании в атмосферу способствуют образованию кислотных осадков), способы получения (взаимодействие простых и сложных веществ).

В ходе урока были использованы мультимедиа-презентация «Применение оксидов» (или её фрагменты), плакаты, рисунки, фотографии, на демонстрационном столе были представлены образцы веществ, на столах учащихся — раздаточные материалы  «Оксиды в природе и жизни человека». В качестве домашнего задания было предложено обучающимся дополнить кластер, разработать грозди. На следующем уроке было предусмотрено время публичной презентации домашнего задания с  привлечением самих восьмиклассников для оценивания реультатов работы. Данный этап особенно важен для учащихся в целях формирования у них опыта оценивания, рефлексии и самооценки. И только в итоге после обсуждения высказываем окончательное оценочное суждение.

Следует отметить, что кластеры  учащихся, раскрывающих определенную тему, выполняющих одно и то же задание, отличаются друг от друга. Ученический кластер — это личностный результат, своё прочтение той или иной темы, вопроса, проблемы. Главное, чтобы учащиеся выполняли работу осознанно, самостоятельно, с творческим настроением, могли аргументированно отстаивать свою точку зрения и, конечно, не допускали ошибок.

Практический опыт показывает, что использование приема составления кластера активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет определить индивидуальные результаты обучения, диагностировать уровень имеющихся представлений  и выявить возможные области недостаточного знания. Графическое изображение логических связей между изученными фактами, явлениями, понятиями способствует систематизации и обобщению  информации. Составление своего и анализ готового кластера позволяют учащимся не только глубже уяснить структуру изучаемого понятия, сущность явления и проблемы, выделить главное, сформулировать выводы, но и научиться понимать точку зрения других людей, признавать право на иное мнение, учи­тывать или аргументированно отвергать чужое мнение. Кроме того, каждый имеет возмож­ность реализовать свой творческий замысел.

В заключение подчеркнём, что все виды и формы работы с кластерами способствуют формированию и развитию различных метапредметных умений: осуществлять анализ, синтез, систематизацию, классификацию; обобщать, выявлять причинно-следственные связи; перекодировать информацию, осуществлять само- и взаимоконтроль, самокоррекцию знаний, а также развивают монологическую речь и способность работать в паре или группе.           

 

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *