Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МКОУ «СОШ № 29» г. Ревда
Химия — один из самых сложных предметов школьной программы. В представлении многих учеников химические знания – это нагромождение непонятных формул, названий, усвоить которые невозможно. Многие дети, особенно гуманитарии, не любят химию, так как им сложно дается запоминание формул, терминов и правил. Новые термины, значение которых нам ранее были неизвестны, запомнить очень сложно. Давно замечено, что легче всего запоминание происходит на уровне ассоциативного мышления, при переводе громоздкой информации: формул или правил на язык созвучных фраз, стихов или ассоциаций. Такой подход к сохранению в памяти получил название мнемотехника или мнемоника.
Основные приёмы запоминания:
1) Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2) Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы).
3) Рифмизация — перевод информации в стихи, песенки.
4) Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
5) Метод Цицерона на пространственное воображение.
6) Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти.
В своем арсенале я использую многие из этих приемов. Расскажу, как на своих уроках я использую прием ассоциаций. Что же такое – ассоциативное мышление? Это такое мышление, когда мы в состоянии подобрать к ключевому слову ассоциации, или увидеть в окружающих предметах какой-то сюжет, увидеть его как фильм, ярко вообразить себе и подключить к «работе» над ним как можно больше каналов чувств (услышать, потрогать, понюхать, оказаться внутри ситуации, дать эмоциональную оценку и т.д.). Вспомните, когда мы были детьми, у нас этот навык был отлично развит, вспомните, как играют дети. Они могут играть с какой-нибудь палкой, и она у них будет и лошадью, и машиной, и автоматом, и шпагой, и чем угодно.
Особую важность и необходимость его для запоминания необходимой информации я вижу на начальном этапе изучения химии, т.к. в 8 классе очень большой объем информации, многие ученики с огромным интересом начинают изучать новый предмет и надо постараться не отбить у них это желание.
1). Тема «Строение атома». Максимальное число электронов на энергетическом уровне сравниваю с рядами в аудитории, на которых может разместиться определенное количество учеников. На 1 ряду только 2 стула, на 2 — 8 и т.д.
Когда сравниваем элементы по металлическим и неметаллическим свойствам, говорю о гражданине, на котором одето много одежды. Если его встретит грабитель, то из какого кармана он легче отберет деньги? Конечно, из кармана пальто, т.е. того, который дальше всего от человека, но ближе к грабителю. Значит, металл легче отдает электроны с дальнего слоя. А деньги, которые спрятаны в кармане рубашки, т.е. том, который ближе к сердцу (слой, который ближе к ядру) грабитель не найдет.
2). Тема «Ковалентная связь». Общую электронную пару между атомами представляем как канат, который перетягивают спортсмены. Если спортсмены обладают одинаковой силой, то канат не двигается (ковалентная неполярная связь, общая электронная пара расположена ровно посередине между атомами), если же какой-то спортсмен сильнее, то он перетягивает канат на себя (ковалентная полярная связь один атом более электроотрицательный, общая электронная пара расположена ближе к этому атому).
3). Тема «Окраска индикаторов». Многие ученики не могут запомнить окраску индикаторов в разных средах. Многие забывают даже окраску самого лакмуса. Для запоминания подходит поговорка «мне все фиолетово». Далее вспоминаем, из каких красок можно получить фиолетовую, получаем красный и синий, далее запоминаем правило КК (т.е в кислотной среде — красная окраска), остается в щелочной — синяя. Аналогично окраска метилового оранжевого. Понятно по названию, что в нейтральной он оранжевый, этот цвет получается при смешении красного и желтого, далее правило КК (в кислотной — красный), в щелочной остается желтый.
4) Тема: «Типы кристаллических решёток»
1. Ионная решётка. Представим ионную структуру в виде группы расположенных в шахматном порядке юношей и девушек. Одни из них символизируют катионы, другие — анионы. Интерес девушек к юношам одинаково выражен во всех направлениях. Этим и объясняется повышенная прочность ионного кристалла.
2. Металлическая решётка. Группа мужчин изображает катионы металлов (узлы металлической кристаллической решетки). Все пространство между ними заполнено летающими пчелами (это, понятно, свободные электроны). Рисунок убедительно иллюстрирует силы, удерживающие одноименно заряженные катионы в узлах решетки: при всем желании деваться некуда – всюду пчелы!
3. Атомная решётка. Структуру атомной кристаллической решетки представим в виде гимнастической пирамиды. Каждый гимнаст на ней символизирует атом углерода, связанный четырьмя ковалентными связями с соседними атомами. Целостность структуры поддерживается исключительно благодаря усилиям каждого из гимнастов, поэтому атомный кристалл имеет огромную прочность).
4. Молекулярная решётка. Структуру молекулярного кристалла можно уподобить группе семейных пар. В каждой паре имеются прочные узы брака (подобно прочной связи атомов внутри молекулы), а вот отношения между парами носят поверхностный характер: они могут дружить семьями, но довольно свободно могут обойтись и друг без друга.
5). Типы химических реакций. Реакции соединения и разложения ребята, в основном, не путают. А вот как различить реакции замещения и обмена? Предлагаю вот какую ассоциацию. Реакция замещения. Директор уехал в командировку, его место занял заместитель. Реакция обмена. Встретились две девушки с разными сумочками и решили обменять ими.
6). Правило разбавления кислот.
Чтобы запомнить как правильно разбавить кислоту водой, что льют кислоту в воду или наоборот , нужно представить как Вы в чай ( в воду) кладёте дольку лимона (кислоту).
7). Названия алканов. В 10 классе сталкиваюсь с тем, что ученики путают пропан и пентан (представляем пентагон иди пенталгин). Значит, пента — 5.
8). Понятия «изомер» и «гомолог». Предлагаю сказать, чем сходны и различаются омонимы. Омонимы произносятся одинаково, но имеют разные значения. Также и изомеры — имеют одну молекулярную формулу, но разное строение и свойства. Так замечаем сходство между понятием «изомер» и понятием «омоним».
9). При подробном изучении темы «строение атома» в 11 классе, чтобы понять правило Клечковского, провожу аналогию с человеком, поднимающимся по ступенькам лестницы. Чтобы затратить меньше энергии и не устать, оно поднимается по ступенькам подряд, а не прыгает вверх — вниз. Чтобы понять правило Гунда, представляем как человек заходит в трамвай. Конечно, он сядет на свободное место, а не подсядет к кому-то. Так и электроны — занимают свободные места в ячейках.
10). Принцип Ле — Шателье. Одно из трудных понятий для понимания. Многие никак не могут понять и просто механически заучивают. Предлагаю ассоциацию с вредной девушкой. Так же и система, находящаяся в равновесии, вредная. и делает все наоборот. Например, увеличивают температуру, система смещает равновесие в ту сторону, где она меньше и т.д..
Использование метода ассоциаций способствует усвоению нового материала. Конечно, химия имеет массу возможностей для развития творческого начала в ребёнке, однако предлагаемый мною вид работы может занять достойное место в методическом арсенале учителя. Следует принять во внимание тот факт, что все предложенные приемы не являются основной частью урока. Они рассматриваются лишь как вспомогательное средство для активизации внимания учащихся и повышения интереса к предмету.