Методические рекомендации по построению интеллектуальных карт студентами

Коршунова Ирина Николаевна, преподаватель биохимии ГБПБОУ «СОМК»

Интеллект-карты (от англ. mindmap) — это графическое выражение процесса радиантного мышления (ассоциативного от «центра к периферии») или способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

 Метод запи­си «интеллект-карта» был предложен британским психологом Тони Бъюзеном.

Интеллект-карты (диаграммы связей) используются:

  • для создания, визуализации, структуризации и классификации идей;
  • как средство для обучения;
  • как способ решения задач, принятия решений;
  • при написании статей;
  • как прием раскрепощения мышления;
  • для структуризации информации и ее запоминания во всех ее деталях.

Область применения интеллектуальных карт:

Обучение

  • создание ясных и понятных конспектов лекций;
  • максимальная отдача от прочтения книг/учебников;
  • написание рефератов, курсовых проектов, дипломов
  • подготовка к экзаменам;

Запоминание

  • подготовка к семинарам;
  • запоминание списков дел

Презентации

  • вы за меньшее время даете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают;
  • проведение деловых встреч и переговоров.

Планирование

  • управление временем: план надень, неделю, месяц, год.
  • разработка сложных проектов: нового бизнеса,

Мозговой штурм

генерация новых идей, творчество;

коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

  • четкое видение всех «за» и «против»;
  • более взвешенное и продуманное решение

Интеллект-карта строится вокруг центрального объекта, символизирующего основную идею. Каждое слово и графическое изображение становятся по определе­нию центром очередной ассоциации, а весь процесс построения карты представляет собой бесконечную цепь ответвляющихся ассоциаций (ветвей), исходящих из обще­го центра или сходящихся к нему. По возможности используется максимальное ко­личество цветов, добавляются рисунки, символы и т.п.

Алгоритм создания интеллектуальной карты

  1. Берём чистый лист бумаги разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши и т.д. Специалисты советует положить его горизонтально. Если собираетесь рисовать карандашами, убедитесь, что поблизости нет резинки — ничего стирать не нужно, а стирать даже вредно. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. После обретения привычки вы увидите, что использовать один-два цвета — неинтересно.
  2. Соберите весь материал по изучаемой теме, который у вас есть, чтобы он был под рукой. Книги, статьи, закладки и ссылки на интернет-сайты — пригодится всё.
  3. Представьте центральный образ в виде рисунка. Неважно если вы не умеете рисовать. Приобретя опыт, вы поймёте -главное, чтобы этот рисунок был понятен вам, давал пищу вашему уму и содержал достаточно подробностей, чтобы вашей фантазии было от чего оттолкнуться. Одним рисунком можно выразить множество слов. Рисунок в центре листа привлекает внимание, активизирует мыслительный процесс. Используйте несколько цветов (не меньше трёх), тщательно прорисуйте детали, которые вам кажутся существенными. Мысль сможет развиваться во всех направлениях без ограничений. Происходит концентрация внимания на центральном образе.
  4. Нарисуйте основные ответвления от центрального образа. От центрального образа отведите ветви, на которых будут написаны самые важные ключевые слова и мысли, касающиеся данной темы. Каждая ветвь должна содержать одно слово или мысль. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) рекомендуется их сделать потолще. Ответвления должны быть изогнутыми (прямые линии утомляют мозг). Взгляд прослеживает изогнутые линии до конца. Используйте разные цвета, не менее трех. Цвета активизируют мыслительный процесс. Используйте рисунки как можно чаще.
  5. От толстых ветвей аналогично начертите более тонкие ветви, уточняющие основные мысли. Второстепенные мысли должны расходиться во все стороны от узлов
  6. Подписывайте ответвления печатными буквами. Интеллект-карта будет более выразительной и гибкой. Отдельное слово вызывает целый ряд мыслей и идей. Каждое ключевое слово должно появится на интеллект-карте только один раз.

Выделяют следующие основные преимущества интеллект-карт перед тради­ционным линейным конспектированием:

  • Экономия времени от записывания только относящихся к делу слов: от 50 до 95 %, от чтения — более 90 %.
  • Экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде интеллект-карт: более 90 %.
  • Экономия времени на поиск ключевых слов среди большого объема про­чего текста: более 90 %.
  • Высокая концентрация внимания на существенных вопросах.
  • Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную мно­гомерную интеллект-карту, нежели монотонный, притупляющий внимание линей­ный конспект.
  • Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью, связаны между собой ясными и уместными ассоциациями.
  • Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала.
  • В процессе составления интеллект-карты человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления.
  • Метод интеллект-карт отвечает естественному стремлению мозга к закон­ченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового.
  • В результате постоянного использования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.

Работа с интеллект-картами предоставляет следующие виды деятельности:

преподавателя:

  • выдаёт темы для создания интеллект-карт;
  • помогает в выборе программного средства и интернет-сервиса для создания интеллект-карт;
  • оказывает консультативную помощь студенту;
  • оценивает интеллект-карту.

студента:

  • собирает и изучает материал по предложенной теме или разделу дисципли­ны;
  • выделяет основные понятия;
  • составляет структуру интеллект-карты;
  • оформляет интеллект-карту, используя рисунки, символы и т.д.;
  • демонстрирует на занятии в установленный срок.

 

Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же, карты памяти, карты ума, ментальные карты и т. п.).

Интеллект-карты хорошо помогают в обучении на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом. Метод создания интеллектуальной карты может стать основным на протяжении всего учебного занятия при условии совместного коллективного создания карты. А может быть отдельным этапом на стадии вызова или рефлексии, способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. Ментальная карта выступает продуктивной альтернативой традиционным способам обработки и передачи информации, так как имеет естественную психологическую основу, а главное превращает студента в активного создателя собственного знания.

Преподавателю, применяющему метод карты памяти необходимо учитывать, что данный метод нужно регулярно использовать в аудиторной и внеаудиторной работе. Только тогда они помогут студентам легче учиться, а преподавателю лучше учить. Карта памяти становится алгоритмом рассуждения и доказательства, всё внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заученного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Применяя данный метод для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, можно сделать следующие выводы, что интеллект-карты позволяют:

  • создать у студентов мотивацию к овладению будущей профессии;
  • овладеть новыми профессиональными понятиями в соответствии с темами;
  • научатся выбирать и структурировать информацию, запоминать её для воспроизведения в последующем;
  • совершенствовать коммуникативные умения и навыки, умение планировать свое речевое поведение;
  • организовывать индивидуальную, групповую образовательную деятельность студентов на основе дифференцированного подхода;
  • выявлять интеллектуальные способности студентов, а так же развивать их интуитивные, творческие способности, мышление, память.
Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *