Быкова Зоя Николаевна, учитель химии МАОУ «Лицей № 21», г. Первоуральск
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что и в дальнейшей жизни он окажется более приспособленным. Над одним проектом может работать несколько учащихся, чаще всего двое. Задача, которая ставится перед учителем — это научить школьников работать с источниками информации, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.
Я предлагаю вашему вниманию идеи для занятия в 5 классе на курсе «Азбука химии», но с некоторыми дополнениями вы можете применять их и в более старших классах.
Проектная задача «Ферменты» в рамках учебного занятия «Азбука химии»
Оборудование: тексты, продукты питания, пероксид водорода, пипетки, лотки
Продолжительность 40 минут.
Тип проектной задачи – текущая межпредметная
Место проектной задачи в образовательном процессе – один из уроков по тематическому плану
Планируемый педагогический результат – уметь применять предметные знания в нестандартных условиях, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Критерии оценивания: правильность выполнения, продуктивность взаимодействия
Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Расскажите в группе.
Ферментами называют белковые вещества, ускоряющие жизненно важные химические реакции в клетках организмов. Являясь катализаторами, они образуют с исходными веществами неустойчивые промежуточные соединения: последние, распадаясь, дают конечный продукт данной реакции и освобождают ферменты.
Действие некоторых ферментов легко наблюдать в опыте. Так фермент каталаза значительно ускоряет разложение пероксида водорода Н2О2 на воду и кислород. Это жизненно важная реакция, так как пероксид водорода образуется в результате обмена веществ в клетке и сам по себе оказывает на клетку вредное действие. Каталаза содержится почти во всех клетках животных и растительных организмов.
Известно очень много ферментов, и каждый из них ускоряет только одну какую-либо реакцию или группы однотипных реакций. Эту особенность ферментов называют специфичностью или селективностью (избирательностью). Направленность их действий позволяет организму быстро и точно выполнить сложную химическую работу по перестройке молекул пищевых веществ в нужные ему соединения (Химическая энциклопедия для детей)
Вопросы
— что такое ферменты
— на какие вещества распадается пероксид водорода?
— почему реакция разложения пероксида водорода важна для организма?
— как называется фермент, разлагающий пероксид водорода?
— рассмотрите рисунок, объясните почему выделяется кислород?
Задание 2. Проведите лабораторный опыт «Определение наличия фермента каталазы в продуктах» и сделайте вывод, в каких продуктах можно встретить фермент каталазу.
Цель: выяснить в каких продуктах содержится фермент каталаза.
продукт | наблюдения | Вывод о наличие или отсутствии фермента |
Картофель сырой | ||
Картофель вареный | ||
Яблоко | ||
Колбаса | ||
И т.п. |
Представление результатов
Самооценка
Оцени работу своей группы
- Все ли в группе принимали участие в работе?
- Дружно ли вы работали
- Все ли у вас получилось?
- Оцени свой вклад в работу группы (от 1до 10)