Чернобай Лариса Александровна, учитель химии МАОУ «СОШ №10» г. Ревда
Мы часто говорим о связи естественных наук: химии и физики, химии и биологии, химии и географии. А как же химия и литература? Обе науки важны в современном мире. Химию называют «индустрией чудесных превращений». А книги с самого детства – наши друзья. Казалось бы, химия и литература — совершенно разные предметы, но между ними есть грани соприкосновения. Конечно, нельзя не вспомнить о таких великих людях, как Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии, но связанных и с литературой. Представление химических явлений, состава и свойств веществ посредством литературных произведений позволяет придать им образность, лучше запомнить описанные процессы, факты, раскрыть их нравственный смысл.
Так, например, на первых уроках химии в 8 классе учащимся можно рассказать, что в XVII веке еще не существовало привычных нам химических формул и символов элементов. В употреблении были странные значки, причем почти каждый химик пользовался своей собственной системой изображений элементов, соединений и материалов. К этому времени считалось, что в природе существует только семь элементов-металлов (золото, серебро, железо, медь, олово, свинец, ртуть) и два элемента-неметалла (углерод и сера), из которых состоят все остальные вещества. Это отражено в занятном стихотворении народовольца Николая Морозова, увлекавшегося химией:
Семь металлов создал свет,
По числу семи планет:
Дал нам Космос на добро,
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец…
Сын мой! Сера их отец!
И спеши, мой сын, узнать:
Всем им ртуть родная мать!
К убеждению, что металлов и не может быть больше семи, привело алхимиков совпадение количества металлов и планет, которые астрономы тех времён признавали: Солнце – Золото; Венера – Медь; Луна – Серебро; Юпитер – Олово; Марс – Железо; Сатурн-Свинец; Меркурий – Ртуть: Алхимики первого периода – это чаще всего добросовестные труженики, удалившиеся от мира. Они годами работали в своих лабораториях.
При изучении типов химических реакций можно привести следующий факт: немецкий поэт, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте в трагедии «Фауст», над которой работал в течение всей жизни (почти 60 лет, 1774 -1832), так описал алхимический процесс: Являлся красный лев – и был он женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемещали…
Этот процесс химики позже назвали реакцией оксида ртути (вещества красного цвета)
с соляной кислотой: HgO + 2HCl = HgCl2 + H2O
Мы любим стихи А. С. Пушкина. С особым чувством читаем описание природы, например:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
—
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
На самом деле в листьях деревьев осенью происходит химическое явление, когда они меняют зелёный цвет на багряный, бурый и желтый – в представлении поэта – золотой. Говоря научным языком, этим процессом руководит хлорофилл, вещество, содержащееся в листве дерева (физические и химические явления). С наступлением холодов выработка хлорофилла прекращается и наступает его разложение. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет даёт пигмент, который называется антоцианом.
Великий русский химик Д. И.Менделеев увлекался и литературой, и музыкой, и живописью. Ещё в последние годы учёбы в Тобольской гимназии Д. И. Менделеев подружился с учителем русской литературы и словесности Петром Павловичем Ершовым, который в 1831 году поступил на философский факультет Петербургского университета, где началась его поэтическая деятельность, венцом которой стал «Конёк – Горбунок». В этой сказке есть такие строчки:
А на той ли на поляне,
Словно вал на океане,
Возвышается гора
Вся из чистого сребра.
Солнце летними лучами
Красит всю её зарями,
В
сгибах золотом бежит,
На
верхах свечой горит.
Действительно,
процесс горения, как химическое явление,
сопровождается выделением не только новых веществ, но и света, что в данном
случае усиливает эффективность восприятия описываемого явления.
В
истории человечества существовал бронзовый век.
Бронза – сплав меди с другими металлами. В зависимости от состава различают:
оловянную бронзу (состоит из меди и олова), алюминиевую бронзу (содержит до
5–11% алюминия), свинцовую (до 33% свинца), кремниевую (до 4% кремния). Бронза
вошла в историю как материал, из которого изготавливали боевые доспехи и
украшения, колокола церквей, пушки, канделябры, отливали памятники. Вспомним
хотя бы знаменитого «Медного Всадника»
– памятник Петру I.
А.С. Пушкин писал:
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.
Весь образ «Медного всадника» внушает спокойную, радостную веру в будущее Петербурга…
В стихотворении «Читая Менделеева», написанном в 1948 году, поэт Степан Щипачёв так поэтично представил процесс синтеза воды 2Н2 + О2 = 2Н2О из водорода и кислорода:
Есть просто газ легчайший — водород,
есть просто кислород, а вместе это —
июньский дождь от всех своих щедрот,
сентябрьские туманы на рассветах.
А как завораживающе звучат строчки, символизирующие единство мира, в которых используется одно из основных понятий химии – «химический элемент»: Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все — от песчинок малых до планет —
из элементов состоит единых…
Будь то вода, что поле оросила,
будь то железо, медь или гранит —
всё страшную космическую силу,
закованную в атомы,
хранит.
Как видим, в поэзии авторы используют химические термины для усиления образности выражений.