Учебное исследование как средство мотивации к изучению химии и развитию исследовательских умений

Быкова Зоя Николаевна, учитель химии МАОУ «Лицей № 21», г. Первоуральск

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что и в дальнейшей жизни он окажется более приспособленным.  Над одним проектом может работать несколько учащихся, чаще всего двое. Задача, которая ставится перед учителем — это научить школьников работать с источниками информации, кроме того сформировать нестандартное мышление, развить навык работы с информацией, выступать в аудитории, выработать способы представления информации.

Я предлагаю вашему вниманию идеи для занятия в 5 классе на курсе «Азбука химии», но с некоторыми дополнениями вы можете применять их и в более старших классах.

Проектная задача «Ферменты» в рамках учебного занятия «Азбука химии»

Оборудование: тексты, продукты питания, пероксид водорода, пипетки, лотки

Продолжительность 40 минут.

Тип проектной задачи – текущая межпредметная

Место проектной задачи в образовательном процессе – один из уроков по тематическому плану

Планируемый педагогический результат – уметь применять предметные знания в нестандартных условиях, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.

Критерии оценивания: правильность выполнения, продуктивность взаимодействия

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Расскажите в группе.

Ферментами называют белковые вещества, ускоряющие жизненно важные химические реакции в клетках организмов. Являясь катализаторами, они образуют с исходными веществами неустойчивые промежуточные соединения: последние, распадаясь, дают конечный продукт данной реакции и освобождают ферменты.

Действие некоторых ферментов легко наблюдать в опыте. Так фермент каталаза значительно ускоряет разложение пероксида водорода Н2О2 на воду и кислород. Это жизненно важная реакция, так как пероксид водорода образуется в результате обмена веществ в клетке и сам по себе оказывает на клетку вредное действие. Каталаза содержится почти во всех клетках животных и растительных организмов.

Известно очень много ферментов, и каждый из них ускоряет только одну какую-либо реакцию или группы однотипных реакций. Эту особенность ферментов называют специфичностью или селективностью (избирательностью). Направленность их действий позволяет организму быстро и точно выполнить сложную химическую работу по перестройке молекул пищевых веществ в нужные ему соединения (Химическая энциклопедия для детей)

Вопросы

— что такое ферменты

— на какие вещества распадается пероксид водорода?

— почему реакция разложения пероксида водорода важна для организма?

— как называется фермент, разлагающий пероксид водорода?

— рассмотрите рисунок, объясните почему выделяется кислород?

Задание 2. Проведите лабораторный опыт «Определение наличия фермента каталазы в продуктах» и сделайте вывод, в каких продуктах можно встретить фермент каталазу.

Цель: выяснить в каких продуктах содержится фермент каталаза.

продукт наблюдения Вывод о наличие или отсутствии фермента
Картофель сырой    
Картофель вареный    
Яблоко    
Колбаса    
И т.п.    

Представление результатов

Самооценка

Оцени работу своей группы

  1. Все ли в группе принимали участие в работе?
  2. Дружно ли вы работали
  3. Все ли у вас получилось?
  4. Оцени свой вклад в работу группы (от 1до 10)
Запись опубликована в рубрике Пятая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.