Ароян Татьяна Васильевна, учитель МАОУ СШ № 1
г. Михайловска, Нижнесергинский МР
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»
(Дж. Дьюи)
Метод проектов возник в начале 20-ых годов прошлого века в США. Его основателями считаются американский философ и педагог Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом в конкретном знании.
Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, использовавшая проектные методы в практике преподавания.
Существуют несколько классификаций проектов.
По продолжительности проведения проекты можно разделить на:
- краткосрочные (на одном-двух уроках)
- средней продолжительности (от недели до месяца)
- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
В своей практике я использую все виды проектных работ, но в данной статье мне бы хотелось поделиться именно долгосрочными проектами, которые заслуживают всеобщего внимания.
В соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками. Включает программу развития универсальных учебных действий. Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы». На основании диагностики успешности в осуществлении исследовательской и проектной деятельности может оцениваться уровень метапредметных и личностных результатов обучения. Основным этапом для написания проекта должна быть информационная составляющая:
1) изучение различных источников информации в выбранном направлении.
2) коммуникабельность, которая помогает при беседах с профессионалами в данной области, просто с интересными людьми расширить наш кругозор и создать благоприятную почву для появления темы которую захотелось бы исследовать.
Не один год, занимаясь научно-исследовательскими работами, становится понятно, что чем раньше вовлечь школьников в исследовательские работы, тем лучше будет результат к окончанию старшей школы. И речь идет не о первых местах или грамотах. Школьники в буквальном смысле «заражаются» жаждой открытий. И это не высокие слова, проведя мероприятие или урок на тему с любыми проектами, вначале в докладчиках, как правило, успешные учащиеся, с яркими презентациями или стенгазетами (рисунками, фотографиями). Ученики послабее начинают слушать и вступать в диалог, так как они наблюдали или сами принимали участие в статистическом опросе, или друзья, знакомые были задействованы в практической работе. Формы практических работ разные у всех, кто — то идет в больницу за справочным материалом, а кто — то в пожарную часть или на предприятие к родителям, наконец, опрашивая знакомых и незнакомых людей разных возрастов на улице. В результате деятельность школьников видна и другим тоже хочется попробовать себя в качестве исследователя, создателя проекта. И вот уже или просят подсказать тему для исследования, или предлагают свою тему и начинают над ней работать. Конечно, стимулом служит награда, которая отражается в отметке в журнал, но это для ребят уже не становится главным после нескольких лет работы над проектами, им уже важна сама работа, важно своё выступление, у них появился интерес, у них горят глаза. Им хочется работать, они ищут актуальные темы, сами предлагают модели практических работ. А как они превращаются из робких скованных школьников, волнующихся от предстоящих публичных выступлений, в успешных докладчиков, у которых и шпаргалки в руках нет, потому что они знают свою тему, они, свободно соблюдая регламент, доводят до слушателей актуальность и значимость своего проекта. Актуальность — это главное в научно — исследовательском проекте, и обычно темы берут такие, чтобы они касались лично самих учащихся, экология, здоровьесбережение, экономика.
Представляю самые яркие работы районной НПК занявшие призовые места. Соколкина Виктория, начиная с 5-го класса, выполняла работу «Русская красавица». В работе раскрывается вся польза нашего русского дерева, береза, и как её воспели художники, поэты (межпредметные связи с МХК и литературой), и как её использовали в быту: банные веники, березовый деготь, лекарства. В рамках практической работы Вика встречалась с заведующей частной аптекой, Мелешиной Н.Г., знакомилась с ассортиментом лекарств на основе дегтя. В 6-м классе работа «Ведьмины мётла» о вирусном заболевании хвойных деревьев, и опять же использовании этого процесса в народных промыслах, в 7-м классе тема «Наркомания» выбрана была не случайно. Это были буклеты для детей и родителей о вреде, причинах и последствиях употребления наркотических веществ. Виктория выступала не только на НПК, но и на родительском собрании и в параллельном классе на классном часе.
В 8 классе Вика работала над темой «Экологический мониторинг приземного воздушного бассейна в г. Михайловске», уже изучая предмет «химия» она сама проделывала качественные реакции на наличие в снежном покрове различных вредных веществ. Пробы снега были взяты на разных территориях города, вблизи частного сектора, возле МАОУ СШ № 1, вблизи дороги, рядом с промышленными предприятиями и возле стадиона «Микрон». Были обнаружены хлориды, соли антигололёдные реагенты, используемые для посыпания дороги, выявлены карбонаты, так как часть реагентов привозится с известкового Михайловского карьера. Естественно огромные выбросы в приземный слой воздушного бассейна выбрасывает автомобильный транспорт. Викой были посчитаны автомобили разной грузоподъемности и автобусы, проезжающие по центральной улице Кирова. В результате зная, сколько выбрасывается каждым автомобилем выхлопных газов, за определенное время были просчитаны средние результаты, по ПДК различных веществ. По окончании работы выпущен буклет «Как обезопасить себя от вредного влияния опасных веществ». В 9 классе Виктория выбрала тему «Красота не требует жертв». В данной работе говорилось о домашнем мыловарении, его пользе, преимуществах и отличном подарке. В работе были даны сравнительные характеристики химического состава промышленного и домашнего мыла, была просчитана рентабельность его производства, были доказаны его полезные свойства против угревой сыпи акне, и сухости кожных покровов. В качестве испытуемых выступали друзья и одноклассники, а также учителя нашей школы.
К 9-11 классу учащиеся, которые ранее принимали участие в научно-практических конференциях, могут уже самостоятельно выбирать себе тему работы, составлять план, обосновывать её актуальность, поставить цель работы и наметить задачи для её выполнения. Несколько лет назад встала очень острой проблема экологической безопасности в нашем городе, об этом писала даже местная газета. Дело в том, что в осенний период после уборки урожаев с огородов и приусадебных участках жители начинают сжигать картофельную ботву. Город Михайловск расположен в межгорной инверсионной котловине, в результате в приземном слое наблюдается процесс инверсии — опускания воздушных масс со смогом и дымом обратно на город. От этой небезопасной процедуры, в результате неполного сгорания влажной ботвы над воздушным бассейном города образуется смог состоящий из смеси ядовитых газов – ирритантов, вследствие чего у людей страдающих бронхо-лёгочными заболеваниями или аллергией обостряются эти болезни. Юлия Лаврова отразила в своей работе как можно решить эту проблему. Проблему подтвердили в телефонном разговоре с сотрудником Михайловской городской больницы – врачом фтизиатром Агеевой М.В., которая пояснила, что в эти дни самочувствие больных ухудшается в разы. В этой же работе указаны методы утилизации ботвы, которые можно использовать на участках. Самой ученицей совместно с отцом была изготовлена печь для сушки и сжигания картофельной ботвы. Так же в работе были использованы статистические данные из пожарной части № 45 о причинах возгорания жилых домов, в том числе от неправильного обращения с сухой травой на огородах и участках. Юлей были выпущены и расклеены листовки с сообщением о небезопасном сжигании ботвы картофеля и томатов. И уже на следующий год уровень задымления в районе частного сектора снизился в разы. Очень ценная работа «Грёзы похожие на бабочек» о создании духов, того же автора. Одна из тем работы посвящена фальсификации и продукции низкого качества, которая может вызвать аллергические реакции и дерматиты. В рамках практических работ Юля попыталась воссоздать некоторые брендовые ароматы, но, к сожалению, результат был отрицательным. Это и понятно, так как при создании духов парфюмеры используют множество приёмов и различные соотношения и концентрации, и эту информацию производители держат, как правило, в секрете. Но зато появились совершенно новые два аромата: «Тропический», в составе апельсин, лимон, бергамот, грейпфрут, иланг-иланг и ваниль. И «Весенний», в составе ландыш, карамель, бергамот, жасмин, мирра и отвар специй на основе гвоздики, корицы и муската. Так же автор создала спрей — репеллент от насекомых, в основу были положены эфиры мяты, гвоздики и корицы, и он не имел вредных химических примесей.
Еще хочется отметить работу, которая получила приз зрительских симпатий. Автор Ятимова Виктория, ученица 8 класса получила в домашних условиях эфирные масла розы, герани и апельсина тремя разными способами.
Для того чтобы подойти к исследовательской работе с учениками необходимо самому учителю иметь творческую жажду что то исследовать.
Исследование – творческий процесс изучения объекта или явления с определенной целью, но с изначально неизвестным результатом. Исследование это следование алгоритму опытного или теоретического анализа. Упрощенным вариантом такого алгоритма в естествознании можно считать следующую последовательность действий:
— наблюдение объекта (явления);
— фиксация определенных параметров объекта, с помощью адекватных методик;
— теоретический анализ полученных данных и поиск путей их интерпретации.
Исследовательская деятельность — это специфическая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью.
Основным критерием исследовательской работы является получение объективно новых, но самостоятельно добытых знаний.
Опыт публичного выступления снимает многие страхи перед своими сверстниками. Даёт опыт отстаивания своей точки зрения. Создаёт чувство уверенности, когда действительно в работу вложена не только информация, но и частица своей души.
Источники информации:
1.Что такое хорошая исследовательская работа. http://urokiistorii.ru/learning/method/51752
- Что такое исследовательская работа. http://pandia.ru/text/78/263/92398.php
3.Исследовательская и проектная деятельность http://stupeni.399sch.ru/?page_id=2
- Доклад: «Научно – исследовательская деятельность учащихся» http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html
- Лариков А. А., Елизарова И. С. Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/archive/90/18682/ (дата обращения: 13.01.2020).