Методы и приемы на уроках химии в рамках реализации дифференцированного подхода в обучении

Тарасова Татьяна Александровна, учитель химии МАОУ «СОШ №28», г. Ревда

В современной школе индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся является одним из обязательных условий для эффективной организации образовательного процесса. Особенно это касается уроков химии. Это обусловлено спецификой учебного предмета. В последнее время растет число детей, для которых усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья. Не стоит забывать и о том факте, что изучение химии в общеобразовательной школе не сама цель, а средство развития учащегося. Такой дифференцированный подход к обучению предполагает многоуровневое планирование образовательных результатов — и усвоение минимума, и освоение повышенного уровня изучения химии. Есть “продвинутые” ученики, которые  могут решать нестандартные задачи и находить свой путь решения стандартной задачи. Большую часть класса, как правило, составляют ученики, которых можно  обозначить как  “норма”. Но есть учащиеся в классах, и их становится с каждым годом все больше и больше, которые могут выполнять задания только репродуктивного уровня, они ориентируются в учебном материала по случайным признакам, только на уровне “узнавания, припоминания”.

В свойей статье я хочу показать организацию работы с детьми всех “уровней”.

Организация работы с детьми “группы риска”. Такие дети, в силу разных причин, имеют проблемы и социального характера, и низкие образовательные результаты, это учащиеся, оставленные на повторное обучение. Понятие “домашнее задание” для таких детей, зачастую теряет всякий смысл, поэтому крайне важно правильно выстроить их учебную деятельность на уроке. Использование деятельностного подхода на уроках помогает привести таких детей к усвоению минимума знаний, а некоторые учащиеся из “группы риска” при правильной работе с ними могут выйти на уровень “норма”.  Для таких детей постановка “ситуации успеха” важна как никому другому.

  • Работа с текстом” — в последнее время такой вид деятельности учащихся на уроке стал наиболее востребован, причем как в 5, так и в 11 классе. (Приложение 1).
  • Практический эксперимент” — данный вид работы требует от учителя химии дополнительных затрат: и временных и ресурсных. Однако это “окупается” вдвойне. Во-первых, с 2020 года в ОГЭ по химии вводится практический эксперимент, во-вторых, практические занятия всегда повышают интерес к познанию химии, в-третьих, учащиеся начинают видеть связь между реакциями, написанными на доске, и реакциями, которые они сами осуществляют. На консультациях при подготовке к заданиям, связанным с качественными реакциями (№18), условиями и признаками реакций (№13), экспериментальной задачей (№23) я выдаю детям разработанные мною задания и лоток с реактивами для практического осуществления учебной задачи (Приложение 2).

Определенную сложность для меня представляет подготовка 11-классников к сдаче ЕГЭ по химии. Школьная программа, рассчитанная на 1ч в неделю не позволяет качественно подготовить детей с такому сложному испытанию. Помощником в этом «нелегком»  деле мне стали сообщества химиков в ВК. Создатели этих сообществ репетиторы по химии. На страницах «химических» сайтов я нахожу полезную теоретическую информацию, практические задания для отработки навыков по решению тестовых заданий, задач разного уровня сложности, цепочек химического синтеза. При просмотре вебинаров по подготовке к экзамену, обращаю внимание на «особую» подачу материала молодыми репетиторами, нахожу для себя много «лайфхаков».

 

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.